Обследования ряда конструкций из ячеистых бетонов показывают, что вследствие высокой проницаемости эти бетоны не могут служить надежной защитой для стальной арматуры. Для защиты ее от коррозии в армированных конструкциях из ячеистых бетонов на любых минеральных вяжущих при неблагоприятных условиях службы необходимо применять специальные меры.
С.Н. Алексеев подчеркивает, что при одинаковой структуре скорость развития коррозии арматуры в ячеистых бетонах зависит от интенсивности тепловлажностной обработки. Автоклавная обработка ячеистых бетонов лишает их очень важного для защиты арматуры качества — высокой щелочности, так как при высокой температуре свободная гидроокись кальция связывается в гидросиликаты и другие гидратные новообразования.
При применении шлаковых и зольных вяжущих отрицательное влияние автоклавирования проявляется еще в большей степени, так как эти вяжущие обычно содержат в своем составе небольшое количество окиси кальция.
Кроме того, установлено, что в ячеистых бетонах некоторые виды доменных шлаков, а также золы от пылевидного сжигания углей и сланцев сами оказывают агрессивное действие на арматуру.
Приведенные в табл. 57 данные П.И. Боженова и М.С. Сатина показывают, что в автоклавном пенобетоне на известково-шлаковом цементе коррозия арматуры развивается быстрее, чем в автоклавном пенобетоне на портландцементе. Это, по их мнению, объясняется присутствием в использованном шлаке Череповецкого завода сернистых соединений, a такжe пониженной концентрацией гидроксильных ионов по сравнению с портландцементным камнем.
Сохранность арматуры в пропаренном газобетоне на шлаковых вяжущих исследовалась в работах при двух режимах хранения образцов: в воздушно-сухих условиях при относительной влажности воздуха 60% и температуре 20° С; и при переменном высушивании и увлажнении (высыхание образцов в течение 14 суток на воздухе при температуре 20±2°С и влажности воздуха 70—75% и увлажнение погружением образцов в воду на сутки).
Испытания показали, что в образцах, пропаренных при температуре 95° С в течение 13 ч, стальные стержни сразу же после тепловой обработки не имели даже следов коррозии. Эхо объясняется тем, что при безавтоклавном твердении гидроокись кальция связывается в незначительных количествах.
Однако при дальнейшем хранении образцов наблюдалось значительное развитие коррозии. При этом скорость коррозии стали (по результатам испытаний через 6 мес.) после хранения в сухих условиях достигает в среднем 1,9—2,3 г/м2 в сутки, а при переменном увлажнении и высушивании — 2,3—3 г/м2 в сутки (табл. 58), при дальнейшем хранении развитие коррозии затухает.
Определение pH водных вытяжек из образцов показало, что последняя при переменном увлажнении и высушивании резко снижается с 11,1—11,28 перед пропариванием до 8,38—10,56 через месяц хранения и до 8,25—10,24 через 6 мес.
Введение в них портландцемента не дает увеличения стойкости стали в ячеистых пропаренных бетонах на шлаковых вяжущих.
С.Н. Алексеев развитие коррозии в безавтоклавных ячеистых бетонах при длительном хранении на воздухе объясняет интенсивной их карбонизацией вследствие пористой структуры. Так, по данным С. М. Бененсона, безавтоклавный газозолобетон объемного веса 950 кг/м3, после пропаривания имеющий pH более 11,3 (тот же состав после автоклавной обработки имел pH = 9,2), в естественных условиях (под открытым небом) карбонизировался за 6 мес. на глубину 18 мм, за 1 год — на 21 мм и за 2 года — на 25 мм, pH карбонизированного газозолобетона оказался равным 9,05, т. е. даже ниже, чем в автоклавном бетоне.
В табл. 59 приведены результаты испытаний по защите стали в ячеистых бетонах различными обмазками. Данные таблицы показывают, что в пропаренном газобетоне на шлаковых вяжущих сталь, защищенная цементно-казеиновыми и битумноцементными обмазками, корродирует в 5—10 раз медленнее, чем в незащищенном виде. Лучшей из обмазок является битумно-цементная, которая не только эффективнее защищает арматурную сталь от коррозии, но и имеет высокое с ней сцепление.
Однако проведенные исследования пока не дают вполне удовлетворительных решений по защите стали от коррозии в ячеистых бетонах, поэтому нужны дальнейшие интенсивные поиски (применение металлизации, обмазок и т. п.). Перспективным, на наш взгляд, для покрытия арматурных каркасов будет применение окраски в электростатическом поле, использование лаков, термопластических полимеров и др.