Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер



















Яндекс.Метрика

Эксплуатация скважин в нефтяной шахте и подземный транспорт нефти

Подземные скважины эксплуатируются, как правило, самопереливом, т. е. фонтанированием. На рис. 33 показано оборудование устья наклонной пли вертикальной скважины при самопереливе.
После резкого снижения дебита подземных скважин (вертикальных, наклонных и нисходящих) в процессе эксплуатации или после прекращения самоперелива их переводят на постоянный или периодический эрлифт и эксплуатируют этим способом до предельного экономически выгодного дебита, т. е. до ликвидации.
Нa рис. 34 показано оборудование подземной вертикальной скважины при эксплуатации эрлифтом.
Обычно диаметр эрлифтных трубок при эксплуатации вертикальных, наклонных и нисходящих скважин в нефтешахте составляет 0,75—1,5''. Эрлифтные трубки следует спускать па глубину не менее 3/4 длины скважины; желательно спускать их и ниже — до 3—5 м от забоя скважины. Сжатый воздух подается от центральной воздухопроводной сети в нефтешахте.
Подавляющее большинство эрлифтных скважин в нефтешахте эксплуатируют периодически. Подача воздуха происходит в среднем 5—6 раз в сутки при продолжительности продувок 10—15 мин. При эрлифтной эксплуатации применяется авторегулятор, который регулирует время подачи воздуха в скважину.
Отдельные скважины, дающие большое количество газа (газообильные скважины), подключают к подземному сепаратору, в котором газ отделяется от нефти. Из сепараторов этот газ отводится на поверхность по специальному газопроводу, проложенному по горным выработкам в шахте, и используется в котельной нефтяной шахты и для других целей.
Скважины, в которых при эксплуатации образуются песчаные или песчано-глинистые пробки, чистят (промывают). Для этого применяют специальную установку, состоящую из промывочного станка с гидроприводом и пневматического насоса.
При надпластовой системе разработки шахтный транспорт нефти осуществляется при помощи проточной воды по открытым канавкам (рис. 35), прорытым по краям выработок. Подобная система шахтного транспорта нефти получила название гидротранспорта.
Все канавки имеют определенный уклон от устья скважин к нефтеловушкам.
Нефть, вытекая из устья подземных скважин в канавки, увлекается водяным потоком и по его поверхности (рис. 36) транспортируется («сплавляется») до ближайшей нефтеловушки.
В нефтеловушках происходит отделение нефти от транспортировавшей ее воды; при этом нефть, попадая в нефтяное отделение ловушки, откачивается насосом в центральный нефтесборник шахты. В центральном нефтесборнике нефть подогревается до 50—60° С и вновь отстаивается от воды (эмульсии), и ужо после этого ее перекачивают на поверхность в резервуары. Вода через водяное отделение нефтеловушки попадает в центральный водосборник; отсюда насосами ее подают снова в водопроводные канавки для гидротранспорта, а при избытке — на поверхность.
При уклонно-скважинной системе нефтешахтной разработки вся добываемая в галерее (камере) уклона подземными скважинами нефть стекает по канавкам в приемный колодец — нефтеводосборник уклона и отсюда перекачивается по уклону на замерную нефтяную станцию, расположенную на горизонте капитальных штреков, пройденных в надпластовой толще.
Здесь после замера нефть поступает в канавки и транспортируется по ним при помощи воды.
Пo этим канавкам нефть стекает в центральную нефтеловушку, расположенную в рудничном дворе, где отстаивается от воды, и затем ее перекачивают в центральный нефтесборник; после некоторого подогрева и дополнительного отстоя ее перекачивают на поверхность земли в резервуары нефтебазы.