Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер



















Яндекс.Метрика

Азатот

Азатот (англ. Azathoth) — вымышленное божество в произведениях Говарда Филлипса Лавкрафта и других авторов. Самый могущественный и верховный бог пантеона мифов Ктулху. Среди его эпитетов присутствуют такие как «слепой безумный бог», «вечно жующий султан демонов» и «ядерный хаос». Впервые Азатот упоминается в незавершенном романе «Азатот», который должен был стать произведением, похожим на сказку «Тысяча и одна ночь». Азатот часто упоминается во многих произведениях Лавкрафта, например, в «Сомнамбулический поиск Неведомого Кадата».

Вдохновение

Первое упоминание имени Азатот прослеживается в записке Лавкрафта 1919 года, которая гласила просто: «Азатот — отвратительное имя». Роберт Прайс, исследователь творчества Лавкрафта, предполагает, что автор мог объединить библейское название города Анатот (англ. Anathoth) — родной город Иеремии, а также имя Азазель (англ. Azazel), которое Лавкрафт упоминает в рассказе «Ужас Данвича». Прайс указывает на алхимический термин «Азот» (англ. Azoth), который описан в книге Артура Эдварда Уэйта, колдуном Эфраимом Уэйтом из рассказа «Тварь на пороге».

Следующую заметку Лавкрафт написал чуть позже в 1919 году, которая относится к идее нового рассказа: «Ужасное паломничество в поисках трона далекого султана демонов Азатота». В письме Фрэнку Белнэпу Лонгу он связывает эту идею сюжета с романом «Ватек», Уильяма Бекфорда о сверхъестественном халифе. Попытки Лавкрафта воплотить эти идеи в роман потерпели неудачу (сохранился лишь фрагмент из 500 слов, который впервые был опубликован как рассказ под названием «Азатот» в журнале «Leaves» в 1938 году. Уилл Мюррей, исследователь творчества Лавкрафта, предполагает, что автор переработал эти идеи для повести «Сомнамбулический поиск неведомого Кадата, написанной в 1926 году.

Роберт Прайс видит еще один источник вдохновения для Азатота в произведении Лорда Дансени «Мана-Йуд-Сушай» (англ. Mana-Yood-Sushai) из сборника «Боги Пеганы», где описано божество-создатель «сотворивший богов и впоследствии бездействующий». По концепции Дансани, он спит вечно, убаюкиваемый музыкой меньшего божества, которое должно вечно барабанить, «потому что, если он умолкнет на мгновение, то Мана-Йуд-Сушай проснется, и тогда не будет ни миров, ни богов. Прайс отмечается, что этот невнимательный бог-создатель в сопровождении сверхъестественных музыкантов является явным прототипом Азатота.

Космогония Древнего Египта описывает бездну как мировой океан в пространстве, в котором обитает Изначальный хаос, сотворивший мир. Хаос представлен как Предвечный бог Атум, который распался на остальных богов, а вместе все они являются его частями. В бездне обитают Нун — сотворивший себя «отец богов», и его жена — Нуанет, которые вместе образуют Предвечного бога. По легендам Нейт, Великая богиня мать, сотворила в бездне Змея хаоса — это Апоп, который сражается с Ра, за право повторить сотворения мира. Форма имени Азатот ближе к Тот — богу мудрости. Концепции души, человек во сне путешествует в Мир сновидений, где он встречает умерших, богов, демонов, злых духов и другие сущности. Художественное описание Азатота имеет такие черты Восточного фольклора, как «Султан-Демон» (правитель), поскольку Лавкрафт вдохновлялся его любимой сказкой в детстве — «Тысяча и одна ночь». Лавкрафт упоминает демонов ранее в рассказах «Склеп», «Память», «Забвение» и «За стеной сна». В повести «Сомнамбулический поиск неведомого Кадата» Азатот описан, как «Демон, обитающий в бездне, где звучит бой барабанов и вой флейт» — музыкальные инструменты в Древнем Египте часто изображали при описании египетских богов. Божество Бес изображали играющим на тамбурине и флейте. Древнеегипетская религия обязывала проводить ритуалы по умиротворению богов в их гневной форме (таких как Сехмет), которых успокаивали играя мелодии.

Появление в творчестве

В повести «Сомнамбулический поиск неведомого Кадата» впервые появляется Азатот:

В 22 сонете «Грибы с Юггота» (1929 год) Азатот описан как Дух.

Я вторгся с вездесущим бесом в паре

Из мира измерений - за Предел,

Туда, где нет ни времени, ни твари,

Но только Хаос, бледен и дебел.

Непризнанный ваятель мирозданья,

Он жадно и бессвязно бормотал

Какие-то смешные предсказания

И сонм крылатых бестий заклинал.

В его когтях надрывно голосила

Бесформенная флейта в три дыры -

Не верилось, что в звуках этих сила

Которой покоряются миры.

<Я есмь Его Глашатай,> - Дух съязвил

И Божеству затрещину влепил.

В рассказе «Шепчущий во тьме» (1931) Азатот описан как «чудовищный ядерный хаос по ту сторону искривленного пространства, который в «Некрономиконе» скрыт под именем Азатхотха». Здесь «ядерный», скорее всего, относится к центральному положению Азатота в ядре космоса, а не к ядерной энергии, которая достигнет полноценного развития после смерти Лавкрафта.

В рассказе «Грёзы в ведьмовском доме» (1932) герой «должен справиться к трону Азатота, что находится в самом сердце хаоса. Там своею кровью он распишется в «книге Азатота», раз уж удалось ему самостоятельно дойти до сокровенных тайн. Он почти был готов подчиниться и отправиться к трону хаоса, туда, где бездумно играют тонкие флейты; его останавливало только упоминание об Азатоте — из книги «Некрономикон», ведь, он знал, что этим именем обозначают исконное зло, слишком ужасное, чтобы его можно было описать. В финале герой спасается бегством через «спиральный черный вихрь в абсолютной пустоте Хаоса, в которой правит безмозглый демон-султан Азатот».

В рассказе «Тварь на пороге» (1933) поэт Эдвард Пикман Дерби написал сборник «Азатот и другие ужасы».

В рассказе «Обитающий во Тьме» (1935) Азатот появляется в последний раз, в нем говориться про «древние мифы об Абсолютном Хаосе, где обретается слепой и безумный бог Азатот, Вседержитель Всего, окруженный верной ордой безумных безликих танцоров и убаюканный тонким монотонным писком демонической флейты, пляшущей в лапах безымянного существа.

Азатот в произведениях других писателей

Кларк Эштон Смит

Кларк Эштон Смит в шутку написал в письме о своем происхождении с Юпитера, в ответ на что Лавкрафт составил черновик генеалогического семейного древо Азатота (англ. Family tree of Azathoth), в которой он и Кларк Эштон Смит получили общее происхождение от Азатота, и далее через вымышленных существ, созданных Лавкрафтом: Ньярлатхотепом и Тсатхоггуа. Эта шуточная идея никогда не появляется в опубликованных работах Лавкрафта, где изначальный Азатот сделан предком своих детей: Ньярлатхотепа, «Безымянного тумана» и «Тьмы», Йог-Сотота, Шуб-Ниггурат, Нуг и Йеб, Ктулху, Тсатхоггуа, и несколько божеств Кларка Эштона Смита, среди которых также есть уникальные чудовища, не упомянутые за пределами этого письма, а также нескольких вымышленных человеческих предков Лавкрафта и Эштон-Смита.

Август Дерлет

Август Дерлет в повести «Затаившийся у порога» (1945) описывает Азатота как сущность, которая является лидером среди космического пантеона богов, которые ведут войну между относительно добрыми и злыми Древними богами.

осмелившиеся противостоять Древним Богам (англ. Ancient gods), правившим из Бетельгезе, Великие Древние (англ. Great old ones), сражались против Старших Богов (англ. The Old gods)... они были наставлены Азатотом, слепым богом идиотом и Йог-Сототом...

В другом отрывке Дерлет цитирует пророчество:

Йе! Слепой идиот, ядовитый Азатот, восседает в центре Мира, где есть лишь Хаос и Разрушение, он пузырится и богохульствует в центре себя, что принадлежит Всему сущему, то есть Бесконечности...

Оценки

Американский теолог и религиовед Роберт Прайс указывает на гностические корни в образе Азатота и истолковывает «Тень над Иннсмутом» как ритуал посвящения.

В культуре

Азатот под именем «Азаг-Тот» фигурирует в книгах российского фантаста Александра Рудазова. Азаг-Тот занимает в его романах роль повелителя Лэнга — царства тьмы и огня, измерения, куда удалились Древние после изгнания с Земли (имя Лэнг взято из рассказа «Полярная звезда»).