Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер



















Яндекс.Метрика

Операция «Честный голос»

Операция «Честный голос» (англ. Operation Earnest Voice, OEV) — проект правительства США по формированию и манипулированию общественным мнением в социальных сетях с использованием фейковых профилей (sockpuppets) с целью распространения американской пропаганды. Проектом управляет Центральное командование ВС США (Centcom), контролирующее военные операции США на Ближнем Востоке и в Центральной Азии. Кампания была впервые апробирована в Ираке, где использовалась в качестве оружия психологической войны против онлайн-присутствия сторонников «Аль-Каиды», а затем использовалась против джихадистов в Пакистане, Афганистане и других странах Ближнего Востока. В сферу её действий также попали Украина и Северная Африка. Запуск проекта был увязан некоторыми веб-экспертами с попытками Китая контролировать и ограничивать свободу слова в Интернете. По заявлениям Пентагона, программа не имеет англоязычного компонента и существует только для борьбы с искажениями, обнаруженными на арабском, фарси, пушту и урду.

Официальные заявления

По заявлению военного ведомства, базирующаяся в США аудитория соцсетей Facebook и Twitter не является полем действия программы, так как по закону Смита-Мундта государственные агенты не имеют права вести пропаганду среди граждан Соединённых Штатов. Бывший глава Центрального командования США Дэвид Петреус в своих показаниях в конгрессе заявил, что «Операция Честный голос» будет «достигать [региональной] аудитории страны через традиционные средства массовой информации, а также через веб-сайты и блоги по региональным связям с общественностью» в попытке «противостоять экстремистской идеологии и пропаганде».

История

В марте 2011 года правительство США подписало контракт на сумму 2.76 миллиона долларов США с работающей в сфере интернет-безопасности компанией Ntrepid о разработке программного обеспечения, которое бы позволило агентам правительства распространять пропаганду на «иноязычных сайтах», используя т. н. «sockpuppets». Впервые о разработках новой программы широкой общественности стало известно после публикации 17 марта 2011 года авторами Nick Fielding и Ian Cobain статьи в The Guardian. 6 февраля 2011 года активисты из группы Anonymous взломали электронную почту HBGary, дочерней компании ManTech International, специализирующейся на компьютерной безопасности, а позднее опубликовали архив электронной переписки, согласно которому контракт на разработку ПО мог достаться именно HBGary. Архив опубликованных электронных писем компании HBGary находится на сайте Wikileaks. В 2011 году управление перспективных научно-исследовательских разработок Минобороны США объявило тендер на создание специальной программы SMICS (Social Media in Strategic Communication — Социальные медиа в стратегической коммуникации). В пояснительной записке говорилось: «Условия, в которых осуществляют операции наши вооружённые силы, быстро меняются под влиянием блогов, социальных сетей, файлообменных сервисов и мобильных технологий. Распространение социальных медиа может оказать самое глубокое воздействие на природу конфликтов. Эффективное использование этих медиа позволит вооружённым силам более качественно осуществлять информационное сопровождение операций».

Детали программы

Главные особенности ПО, как следует из запроса на разработку, следующие:

  • 50 пользовательских лицензий оператора, с 10 марионеточными виртуальными профилями (sockpuppets) для каждого пользователя;
  • Виртуальные профили c детально проработанными, а также технически, культурно и географически непротиворечивым прошлым, собственной историей и присутствием в Интернете. Виртуальные профили должны «быть способными появляться в практически любой части мира»;
  • Специальная защищенная VPN, позволяющая виртуальным профилям делать публикации со «случайно выбранных IP-адресов» для «сокрытия факта существования операции»;
  • 50 статических IP-адресов для «управления постоянными онлайн-личностями», с защищённой идентификационной информацией, предусматривающей использование виртуального профиля разными государственными агентами и лёгкое переключение между профилями, «которые выглядят как обычные пользователи, а не боты»;
  • 9 частных серверов, "размещающихся в месте действий операций заказчика и позволяющих онлайн-профилям заказчика выглядеть, как локальные. Эти сервера должны использовать коммерческие хостинг-центры по всему миру.
  • Рабочая среда в виртуальной машине, удаляемая при каждом завершении сессии во избежание воздействия какого-либо вируса или другого вредоносного ПО.

Критика

После того как о существовании проекта стало известно широкой публике, в социальных сетях и на правительственном уровне развернулись горячие дискуссии об этической стороне вопроса, так как проект по сути позволял американским военным создавать ложный консенсус в онлайн-дискуссиях, вытесняя нежелательные мнения и подавляя те, которые идут вразрез с интересами заказчика. Помимо этого, высказывалось мнение, что новость о том, что американские военные разрабатывают программу по созданию фейковых профилей для манипуляции общественного мнения также может побудить другие правительства, частные компании и неправительственные организации сделать то же самое. Не меньшую озабоченность вызывало и то, что в конце концов фейки будут вычислены, и это навредит репутации США.

Исаак Порш, исследователь корпорации RAND, заявил, что в случае интернет-коммуникаций нелегко будет исключить американцев из получателей пропаганды.

Текущий статус

В ноябре 2013 года представитель theblackvault.com John Greenewald направил запрос о статусе программы в Centcom, на что был получен официальный ответ, что вся информация, связанная с программой, засекречена и не подлежит раскрытию. Тем временем, данный вопрос не перестаёт волновать широкую общественность, равно как и представителей официальных ведомств стран мира.