Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер




02.03.2021


02.03.2021


28.02.2021


27.02.2021


16.02.2021


14.02.2021


13.02.2021


05.02.2021


02.02.2021


01.02.2021





Яндекс.Метрика
         » » Опера в России

Опера в России

04.02.2021

Опера в России прошла трёхвековую историю развития.

Опера XVIII века

Опера в России появилась в XVIII столетии. А именно началась с приезда итальянской труппы во времена Анны Иоанновны. Первое представление: 29 января 1736 года, опера — «Сила любви и ненависти» (музыка — Франческо Арайя, перевод либретто на русский язык — В. К. Тредиаковский). Позднее при дворе появилась и французская труппа. В это же время появился большой спрос на оперу, стали открываться частные оперы. Нередко в одном городе было несколько опер: Итальянская, Русская, Немецкая. При императрицах Анне Иоанновне, Елизавете Петровне, Екатерине II в операх принимали участие певчие Придворной певческой капеллы, до этого исполнявшие только духовные песнопения.

Первая опера на оригинальный русский текст поэта А. П. Сумарокова — «Цефал и Прокрис» — была поставлена на сцене в Санкт-Петербурге 27 февраля 1755 года (музыка — Франческо Арайя). В оперных спектаклях при дворе в качестве солистов и актёров выступали также молодые русские музыканты, как, например, будущие известные композиторы Максим Березовский и Дмитрий Бортнянский. Нередко вместе с профессионалами со сцены пели арии именитые придворные, которых называли «дилетантами». Из недр комической оперы в России появился затем комический театр и водевиль.

Наиболее подробные сведения о начале оперы в России в XVIII века оставил в своих записках академик Якоб фон Штелин («Известия о музыке в России»).

Опера начала XIX века

Крупнейшие оперные композиторы:

  • А. Н. Верстовский
  • К. А. Кавос
  • А. А. Алябьев

Опера от Глинки до второго десятилетия XX века

Крупнейшие оперные композиторы:

  • М. И. Глинка
  • А. С. Даргомыжский
  • А. Г. Рубинштейн
  • А. Н. Серов
  • А. П. Бородин
  • М. П. Мусоргский
  • Ц. А. Кюи
  • Н. А. Римский-Корсаков
  • Э. Ф. Направник
  • П. И. Чайковский
  • А. С. Аренский
  • С. И. Танеев
  • М. М. Ипполитов-Иванов
  • В. И. Ребиков
  • А. Т. Гречанинов
  • С. В. Рахманинов
  • И. Ф. Стравинский

Творчество композиторов-эмигрантов (1920—1940-е годы)

Крупнейшие авторы:

  • И. Ф. Стравинский
  • С. С. Прокофьев
  • Н. Н. Черепнин
  • А. Н. Черепнин
  • А. Т. Гречанинов

Опера советского времени

Крупнейшие оперные композиторы:

  • С. С. Прокофьев
  • В. Я. Шебалин
  • Ю. А. Шапорин
  • Т. Н. Хренников
  • И. И. Дзержинский
  • А. В. Мосолов
  • Д. Д. Шостакович
  • М. С. Вайнберг
  • В. И. Флейшман
  • Д. Б. Кабалевский
  • Р. К. Щедрин
  • А. Г. Шнитке
  • С. М. Слонимский
  • А. Н. Холминов
  • Б. И. Тищенко
  • Н. Н. Каретников
  • Н. Н. Сидельников
  • Г. С. Фрид
  • А. П. Петров
  • А. А. Кнайфель
  • Ю. М. Буцко
  • Э. В. Денисов
  • А. В. Чайковский

Глубоким новатором в области оперы был Д. Д. Шостакович. Его опера «Нос» по повести Н. В. Гоголя имела гротескный характер. Однако вторая опера композитора «Леди Макбет Мценского уезда» по повести Н. С. Лескова (написана в 1930—1932, поставлена в Ленинграде в 1934), первоначально принятая с восторгом и просуществовавшая на сцене полтора сезона, неожиданно подверглась разгрому в официальной советской печати (знаменитая редакционная статья «Сумбур вместо музыки» в газете «Правда» от 28 января 1936 года), и была снята с репертуара. Ни один из дальнейших оперных замыслов композитора не был осуществлён в полной мере.

В годы войны создана опера С. С. Прокофьева «Война и мир».

Ученик Д. Д. Шостаковича В. И. Флейшман в 1939—1941 годах пишет оперу «Скрипка Ротшильда», высоко оценённую его учителем. После гибели композитора на фронте опера была закончена Д. Д. Шостаковичем (поставлена лишь в 1968 году).

Постановление «Об опере „Великая дружба“» привело к относительному упрощению языка большинства оперных произведений того времени.

Среди значительных образцов советской оперы послевоенного времени, поставленных на сцене, — «Повесть о настоящем человеке» (1948) С. С. Прокофьева, «Укрощение строптивой» (1957) В. Я. Шебалина.

Некоторые оперные партитуры советского времени по тем или иным причинам не были поставлены. В их числе — опера М. С. Вайнберга «Пассажирка».

Большое значение для развития современной оперы (преимущественно камерной) имела деятельность московского Камерного театра под руководством Б. А. Покровского (постановки опер А. В. Чайковского, К. А. Молчанова, А. Н. Холминова, Г. С. Седельникова, Л. А. Десятникова, В. А. Кобекина, М. С. Вайнберга). Развивается жанр монооперы (произведения Ю. М. Буцко, Г. С. Фрида, М. Л. Таривердиева).

Под влиянием западных образцов в Советском Союзе сложился жанр рок-оперы (А. Б. Журбин, В. И. Мартынов, А. Л. Рыбников).

Опера конца XX — начала XXI веков

После распада Советского Союза современная опера на некоторое время почти исчезает из репертуаров российских театров. Вместе с тем, после открытия «железного занавеса» некоторые российские композиторы получают возможность ставить оперы за рубежом. Так, в Европе и Америке проходят премьеры опер Р. К. Щедрина, А. Г. Шнитке, В. Г. Тарнопольского, В. И. Мартынова.

С конца 1990-х годов за постановку современных опер берутся многие известные театры России — Мариинский, Большой, Пермский, Самарский. Резонанс в прессе и интерес у российской публики вызывают оперы С. М. Слонимского, Р. К. Щедрина, Л. А. Десятникова, В. А. Кобекина, А. В. Чайковского.

С точки зрения формы интересна опера Р. К. Щедрина «Очарованный странник», которая имеет подзаголовок «опера для концертного исполнения» и в жанровом отношении приближается к кантатно-ораториальной музыке.