Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер



















Яндекс.Метрика

Юпитер и Ио

«Юпитер и Ио» — картина Антонио да Корреджо, написанная около 1532 года, ныне хранящаяся в Музее истории искусств в Вене.

Сюжет картины, позаимствованный из «Метаморфоз» Овидия, повествует о соблазнении Юпитером Ио, дочери первого царя Аргоса Инаха:

Падкому на женщин Юпитеру приходилось часто прибегать к различного рода маскировкам, чтобы избежать гнева своей ревнивой жены Юноны — будь то лебедь, орёл или, как на данной картине, тёмное облако, которое Ио притягивает к себе с еле сдерживаемой чувственностью. Обращает на себя внимание контраст между исчезающей фигурой бестелесного Юпитера и пылающей жизненной силой Ио, потерявшейся в эротическом восторге, — приём, предвосхищающий работы Бернини и Рубенса. В правом нижнем углу видна голова оленя, пьющего из ручья, что, возможно, привносит в сюжет христианские мотивы.

Серия картин «Возлюбленные Юпитера» была задумана художником после успеха его работы «Венера, Сатир и Амур». Всего Корреджо написал четыре полотна в серии, хотя по первоначальной задумке число картин могло быть больше.

В первом издании своих «Жизнеописаний» Джорджо Вазари упоминает только две картины из серии — «Леду и лебедь» (в настоящее время хранится в Берлинской картинной галерее) и некую «Венеру» (предположительно — «Данаю», хранящуюся ныне в римской галерее Боргезе), известных ему лишь по описаниям Джулио Романо. Вазари пишет, что заказчик — герцог Федерико II Гонзага — намеревался преподнести их в дар королю Испании Карлу V. Исходя из того, что оставшиеся работы Корреджо на данную тему — «Похищение Ганимеда» и «Юпитер и Ио» в течение XVI века также находились в Испании, было сделано заключение, что данные четыре картины составляют единую серию. Британский искусствовед Сесиль Гулд предполагает, что Федерико заказывал «Юпитера и Ио» лично для себя, и картина была передана Карлу V только после смерти герцога в 1540 году, возможно, к свадьбе сына императора Филиппа. По другой гипотезе Федерико заказывал картину для оформления зала Овидия в своём палаццо дель Те. Предполагается, что изображения сцен насилия, взятых из истории или мифологии, могли иметь политическое значение: они воспринимались как метафоры абсолютной власти, которая, в конечном итоге, служит ко благу людей. Этим может объясняться несопротивление жертвы у Корреджо, в отличие от трактовки мифа у Овидия.

С начала XVII века полотно находится в Вене, будучи упомянутым в составе собрания Габсбургов вместе с «Похищением Ганимеда».