Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер



















Яндекс.Метрика

Лагич

Лагич или Лахидж (азерб. Lahıc, по азербайджанской кириллице Лаһыҹ, а по азербайджанской латинице конца 1920-х годов Lahiç) — посёлок городского типа, расположенный в Исмаиллинском районе Азербайджана.

Лагич — старинный центр кустарного производства медной посуды. Построенный по принципу квартальной застройки, он представляет собой оригинальный памятник средневекового градостроительного и архитектурного искусства с мощёными улицами и площадями, развитой системой канализации и водоснабжения и построенными из камня, но переложенного деревянными реями, зданиями.

Физико-географическая характеристика

Географическое положение

Лагич расположен на юго-восточных склонах Кавказа, в горах Ниальского хребта, почти у самых истоков реки Гирдыманчай (по произношению местных жителей — Гирдман), на её левом обрывистом берегу, который отстоит от начала реки у горы Бабадаг примерно на 20 — 21 км. На правом берегу реки, Гирдыманчай в 2 км южнее Лагича, расположен Лагичский минеральный источник. Это серный родник с холодной водой.

В пределах посёлка ширина Гирдыманчая около 250 — 300 м. Посреди Лагича протекает речка Люла-Дарам или Луло, которая впадает в Гирдыманчай и делит Лагич на две части.

Единственная дорога в Лагич. На фото река Гирдыманчай.

Посёлок раскинулся на высоте примерно 1230 — 1300 м над уровнем океана, уступая высокогорной Шуше (1320 м), но значительно превосходя Баскал (1110 м), Нахичевань (850 м) и Шеки (750 м). Приводится отметка высоты в 1211 м, а также 1375 м над уровнем моря.

Посёлок лежит в глубокой котловине, небольшой в несколько квадратных километров, под Ниальским хребтом и со всех сторон он закрыт кольцом непроходимых гор. Территория, на котором расположен Лагич, состоит из террасообразных возвышенностей и холмов, которые прилегают к речной долине. К югу от посёлка возвышается гора Ниялдаг (2083,5 м).

Местность малодоступна. Между горами Эль-Гядук и Ниал-даг река Гирдыманчай прорезывает Лагичский хребет и, выходя возле селений Тулляр и Зарнова в низменность Хорасо, образует узкий прорыв, открывающий проход в село со стороны Ахсуйской равнины.

Лагич расположен в 25 км от районного центра и в 71 км к северо-востоку от железнодорожной станции Мюсюсли (на линии Тбилиси — Баку). Ближайшим населённым пунктом к Лагичу является селение Ахан, расположенное к востоку от посёлка. К северу от Лагича и Ахана лежит небольшое селение Химран.

В августе 2018 года была открыта автомобильная дорога Демирчи — Лагич, связывающая Лагич с высокогорной деревней Демирчи в соседнем Шемахинском районе. Из Лагича можно попасть в отдалённые населённые пункты, расположенные за рекой Гирдыманчай к северу и западу от посёлка (например Мюдри, Ваша, Гафтасов и другие).

Климат

Климат Лагича — умеренно-холодный с прохладным летом и мягкой зимой. Начало зимы, как правило, приходится на ноябрь, а кончается в конце марта, но снег иногда выпадает даже в мае и в сентябре. Весна поздняя — с апреля.

Сейсмичность

Сейсмичность района Лагича довольно высока и приравнивается к 8 баллам. Посёлок не раз был затронут землетрясением.

  • В 15:25 часов 28 апреля 1904 года в Шемахе произошло сильное землетрясение. Направление землетрясения в самом Лагиче было с северо-запада на юго-восток.
  • В 20:54 часа 20 февраля 1906 года восточную часть Закавказья сотрясло сильное землетрясение. В Лагиче его направление было с запада на восток, а 23 июня в селении ощущалось ещё одно землетрясение.
  • 8 июня 1907 года продолжительность землетрясения, затронувшее Лагич, составила 15 секунд, направление северо-запад — юго-восток.
  • В 04:54 часа 21 марта 1956 года в Шемахинском районе произошло 7-бальное землетрясение, которое с максимальной силой проявилось в нескольких населённых пунктов северо-западнее Шемахе и в их числе был Лагич, результатом чего стали незначительные повреждения и оползни.
  • 6 декабря 1965 года в 02:54 часов землетрясение силой 5-6 баллов произошло уже в районе села Лагич.

Этимология

Название населённого пункта в течение долгих лет несколько раз изменялось, принимая различные формы: «Аль-Абхаз», «Ланджан», «Аль-Айджан», «Лагиджан», «Лиран». Некоторые исследователи связывают название «Лагич» с названием местного племени. Другие считают, что это название принесли с собой переселенцы из Гилянского Лагиджана. По одной из легенд, название «Лагич» появилось после того, как сильнейшим землетрясением был стёрт с лица земли город Ла в Иране.

История

О происхождении лагичцев в народе сохранилось несколько преданий, согласно которым они являются выходцами из иранского Лагиджана (провинция Гилян). По одной из легенд, тысячу лет назад персидский шах Кей-Хосров, убив в поединке соседнего правителя, бежал, спасаясь от мести, на север. Укрывшись в здешних горах, он и провёл остаток своих дней, предавшись молитвам. В чужой стране, у обрыва реки, под горой Ниялдаг был похоронен изгнанник, а над могилой его поставили памятник с единственной надписью: «Кей-Хосров Первый». Слуги покойного шаха построили рядом селение и назвали его Лагич.

Востоковед Владимир Минорский предполагал, что расположение и название современного Лагича соответствует княжеству Лайзан, одному из вассальных сасанидских княжеств, позднее ставшему частью Ширвана. Также считается, что столицей Лайзана был одноимённый город — ныне посёлок Лагич.

Считается, что умение плавить железо и медь лагичцы вынесли из персидского города Хамадана, превратив свою новую родину в ремесленный центр. По всему Лагичу были разбросаны плавильные печи и мастерские. Сюда ежедневно приходили караваны, привозившие хлеб, слитки меди, ткани, руду, а покидали его нагруженные медной посудой, которую покупали не только в Азербайджане — она шла в Армению, Грузию и Дагестан, в Персию и Турцию. Близ Лагича, у подошвы горы Нияз, в 1903 году было найдено 8 серебряных сефевидских монет конца XVII и начала XVIII веков, из которых два поступили в Эрмитаж.

Лагич превратился в большое поселение с улицами, выложенными белым речным камнем со дна реки Гирдыман, с двухэтажными и трехэтажными домами, с общественными банями и мечетями, водопроводом и канализацией. Отмечается, что как крупный центр ремесленного производства Лагич сложился в эпоху позднего средневековья и прославился в XVII-XVIII вв. Слава его достигла апогея во второй половине XIX века. По некоторым данным, к середине XIX века в Лагиче проживало десять тысяч человек.

Лагич в XIX — начале XX веков

К началу XIX века, когда Закавказье стало частью Российской империи, Лагич входил в состав Ширванского ханства и был центром одного из его магалов — административной единицы ханства. Лагичским магалом управлял сын ширванского хана Мустафы — Джапар Кули-ага и после его бегства в Персию управление магалом перешло к мелику Тагиру. О том, какими были ханские поборы с Лагича сохранилась следующее свидетельство:

Местечко же Лагич мало платит сурсата и малджегата, потому что вовсе почти не занимается хлебопашеством, а жители оного все мастеровые — оружейники и медники; впрочем самый главный побор с оного состоял в том, что Мустафа-хан и сын его Джапар Кули Ага в год брали в лагичских мастеров до 100 ружей и пистолетов и медной посуды неопределительно, платя иногда за взятые вещи ничтожную сумму, а иногда вовсе без платы.

В конце XIX века в связи с приходом машинного производства ручное изготовление медной посуды в Лагиче резко сократилось. Жители целыми семьями уезжали в Баку, Шемаху, Кюрдамир, и само поселение стало медленно угасать.

В начале XX века Лагич относился к Кошунскому полицейскому участку (местопребывание пристава было в Шемахе) Шемахинского уезда Бакинской губернии и здесь было 4 мечети, 1 школа .

Советский Лагич

Революция 1917 года ознаменовала кардинальные социальные и политические изменения, но в то же время привела к ожесточённой гражданской войне на просторах распадающейся империи между различными политическими, национальными и социальными группами. Революционные потрясения не обошли стороной Лагич. В конце того же года сюда прибыл уроженец Лагича Касум Исмаилов, которого жители села позже изберут в Шемахинский уездный Исполнительный комитет (уездисполком). Вместе с приехавшим тогда Мамедом Вейсовым, Исмаилов создал из крестьян красногвардейский отряд, который активно участвовал в боевых действиях. Вейсов вспоминал: «Я помню, как образно беседовал Касум с крестьянами, как он рассказывал о революции, о её вожде — Ленине. За короткое время из селений Демирчи, Лагич, Дияллы и других записались в красногвардейский отряд с полсотни крестьян».

28 апреля 1920 года правительство Азербайджана было свергнуто, а вся полнота власти в республике перешла к Азербайджанскому Временному Революционного Комитету (Азревкому). На местах же стали создаваться местные органы власти — революционные комитеты (ревкомы). 1 мая образовался Шемахинский уездный ревком. Шемахинским уездно-городским ревкомом был издан приказ об организации Али-Байрамлинского участкового ревкома с местопребыванием в Лагиче

Во второй половине XX века Лагич был административным центром Лагичского поселкового Совета Исмаиллинского района Азербайджанской ССР, в составе которого в разное время числились разные населённые пункты. Если на 1 января 1961 года поселковый Совет объединял посёлок Лагич и 7 селений (Аракит, Багали, Гарча, Ахан, Дуварян, Койдан и Химран), то на 1 января 1977 года он включал 6 населённых пунктов: посёлок Лагич и селения Аракит, Багали, Гарча, Намазгях, Кенаа, в то время как селения Ахан, Дуварян, Койдан и Химран теперь составляли отдельный Аханский сельский совет (сельсовет).

В 1980 года Лагич был объявлен историко-культурным заповедником. 18 мая 1981 года Совет Министров Азербайджанской ССР издал постановление № 227 об утверждении Положения о Лагичском историко-культурном заповеднике. Заповедник охватывает площадь в 80 га. В заповедник входит 93 строения, в частности 71 частный дом и 22 строения иного назначения. Расположенные в этом селе мечети, водопровод и канализация, Гирдманская крепость находятся под охраной государства. В селе продолжаются и развиваются ремесленные традиции.

Несколько лет назад при раскопе земли для создания фундамента дома были обнаружены могилы, напоминающие подземные колодцы. Помимо останков в каждой могиле находились также ритуальные кувшины. Экспертиза, проведённая институтом археологии, постановила, что кувшинам, состоящим из глины, 4 тысячи лет.

Население

XIX век

В «Обозрении русских владений за Кавказом», изданном в 1836 году, о населении говорилось следующее:

В верхней части Ширвана, в горах, есть магал Лагишский (Лагишъ), населённый племенем, отличающимся от Татар как физиогномиею, так и нравственными качествами. Они говорят отменным языком от Татарского и занимаются почти исключительно обработыванием металлов. Не выходцы ли это из Персии, в котором есть город Лагишанъ?.

По сообщению жившего в первой половине XIX века Бакиханова жители магала Лахидж «суть племена древних персов, переселённых сюда Аношарван Хосровом в VI веке (христианской эры) и сохранивших до сих пор одно из наречий пехлевийских или древних персов».

Статистические данные, относящиеся ко второй половине XIX века, показывают, что по количеству проживающих Лагич был крупным населённым пунктом, но его жители фиксировались либо как таты, либо как «татары» (то есть азербайджанцы). Материалы того же времени сообщают о наличии здесь мусульман-шиитов и мусульман-суннитов.

Согласно «Кавказскому календарю» на 1856 год Лагич (لاﻫﻴﺞ) Лагичского магала населяли «татары» (азербайджанцы), которые между собой говорят «на испорченном фарсийском и татарском», то есть на татском и азербайджанских языках.

По данным списков населённых мест Бакинской губернии от 1870 года, составленных по сведения камерального описания губернии с 1859 по 1864 год, в селении Лагич (Лаичъ) Шемахинского уезда имелось 598 дворов и 5,228 жителей-татов, состоящих из мусульман-шиитов и 10 дворов мусульман-сунниты.

По сведениям 1873 года, опубликованным в изданном в 1879 году под редакцией Н. К. Зейдлица «Сборнике сведений о Кавказе», в казённой деревне Лагич (Лаич) было уже 708 дворов и 5,750 жителей, но на этот раз они фигурировали как «татары» (азербайджанцы), причём подавляющее большинство из них также мусульмане-шииты и лишь 10 дворов мусульман-суннитов. По данным 1874 года численность населения Лагича ниже — 5,377 человек, а этнический состав указан как «татары»-сунниты и «татары»-шииты (азербайджанцы-сунниты и азербайджанцы-шииты).

По материалам посемейных списков на 1886 год, в Лагиче насчитывалось 6,914 человек (686 дымов), но теперь они все отмечены как таты-шииты, которые состоят из 6,753 крестьян на казённой земле (673 дыма), 121 представителя высшего мусульманского сословия и 40 представителей шиитского духовенства. Согласно данным Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона, изданного в 1896 году, в Лагиче проживают таты и тоже количество 6,914 жителя. По результатам переписи 1897 года в Лагиче проживало 5,142 человека и все мусульмане по вероисповеданию.

XX век

К началу XX века Лагич оставался крупным населённым пунктом с населением в несколько тысяч человек, но в дореволюционной литературе его жители чаще именуются «татарами» (азербайджанцами), а не татами.

По свидетельству автора краеведческого описания Лагича (1901), учителя Лагичского училища М.-Г. Эфендиева, кроме коренного населения здесь также проживало несколько семейств шемахинцев, сферой деятельностью которых была торговля; несколько семейств персидскоподанных, часть из которых переселилась сюда ещё до времён ширванского хана Мустафы и несколько семейств лезгин, которые переселились несколько десятков лет назад, преимущественно из с. Мискинджа (Самурский округ Дагестанской области).

Пожилая жительница Лагича, начало XXI века.

В одной из статистических ведомостей, приложенной к Обзору Бакинской губернии за 1902 года и показывающей национальный состав коренного населения населённых пунктов Бакинской губернии на 1 января 1903 года, по Лагичу Кошунского участка Шемахинского уезда указаны 688 дымов и 6,864 жителя, «татар»-шиитов (азербайджанцев-шиитов) по национальности.

Согласно сведениям «Кавказского календаря» на 1904 год, опирающихся на данные статистических комитетов Кавказского края, в Лагиче было 6,777 жителей, в основном таты. Зато очередной «Кавказский календарь» на 1910 год сообщает другое: в Лагиче за 1908 год проживало 6,515 человек, в основном «татары» (азербайджанцы).

По сведениям Списка населённых мест, относящегося к Бакинской губернии и изданного Бакинским губернским статистическим комитетом в 1911 году, население Лагича составляло 6,735 человек (674 дыма) и они также были указаны как «татары» (азербайджанцы). Те же материалы показывают, что из 6,735 жителей 6,526 были поселянами на казённой земле (650 дымов), 147 — дворянами и беками (10 дымов) и 62 — представителями духовенства (4 дыма), а по уровню грамотности только 380 мужчин имели грамотность на языке местного населения и 67 мужчин — на русском языке.

В Русской энциклопедии (1914) сказано, что жителей Лагича на 1911 год 6,542 человека и они «татары» (азербайджанцы). Ту же численность и тот же этнический состав повторяет «Кавказский календарь» на 1912 год. Следующий выпуск «Кавказского календаря» на 1915 года фиксирует в Лагиче 6,630 жителей и вновь указывает «татар» (азербайджанцев). Эти сведения (численность и этнический состав) повторяются в «Кавказском календаре» на 1916 год.

По Азербайджанской сельскохозяйственной переписи 1921 года Лагич населяли 372 человека и преимущественно таты (из них 9 грамотных), при этом трое человек отсутствовало (из них один находился в Красной армии), а из 937 хозяйств сельским хозяйством занимались только 45 хозяйств. Та же перепись показала, что всё население Лагичского сельского общества, состоящего из трёх сёл (Лагич, Аган, Химран) и трёх отсёлков (Намязгяр, Мушкамир, Кейдан) исчисляется 1141 татом.

По сообщению советского ираниста Б. В. Миллера, относящегося к 1929 году, более тысячи лагичцев (лахиджцев) проживали в Баку и несколько десятков семейств в с. Бюль-бюли близ Сурахан. Так родом из Лагича были революционеры Али Байрамов и Касум Исмаилов, деятельность которых до и во время революции была связана с Баку. Ещё один уроженец Лагича — писатель Манаф Сулейманов в тот же период (1930 год) окончил школу в Баку.

В 1926 году в посёлке проживало 4,082 человека. Перепись населения СССР 1959 года показала в Лагиче 1,981 жителя. Следующая перепись 1970 года зафиксировало сильное снижения численности населения посёлка до 853 человек. Затем, по переписи 1979 года наблюдается незначительный рост до 862 жителей, но очередная и последняя общесоюзная перепись 1989 года вновь показала снижение численности населения Лагича — до 842 человек.

XXI век

По данным переписи 2009 года, в посёлке проживало 837 человек. В 2013 году в Лагиче проживает около 900 человек.

Лингвистическое описание

Языки

Население Лагича в большинстве своем двуязычно: помимо родного языка широко используется также и азербайджанский язык. Ещё в «Кавказском календаре» на 1856 год говорилось о том, что жители между собой говорят «на испорченном фарсийском и татарском». К началу XX века по-татски лагичцы общались дома и с жителями соседних селений, а «татарский» (азербайджанский) употребляли в общении с представителями другой национальности. М.-Г. Эфендиев нам сообщает какой язык в то время использовался в смешанных семьях: «при смешанных браках домашним языком делается или татарский, или татский, смотря по тому, едет ли невеста в село, где говорят на татарском или на татском языке». А. П. Фитуни, побывавший в 1915 году в Лагиче, оставил следующую запись:

Родным и домашним языком лагичцев считается татский, но для сношений с внешним миром они пользуются тюркским языком, и каждый лагичец, помимо своего татского языка, знает ещё тюркско-азербайджанский язык... Лагичцы сами себя считают выходцами из Персии и письменные сношения ведут исключительно на персидском языке. Читают по большей части персидские или арабские книги.

Советский иранист Б. В. Миллер в 1929 году, напротив, сообщал, что в Лагиче были старики, не знавшие тюркского языка и что его не знали женщины и дети дошкольного возраста.

Лахиджский говор татского языка

Речь селений северо-востока Азербайджана (Лахидж, Конахкент, Афруджа и ряд других) и Апшеронского полуострова, относится к южному диалекту татского языка.

Здесь стоит немного сказать о самом языке. Понятие «татский язык» (язык кавказских татов) в оборот ввёл Б. Дорн. Это язык не только мусульман (татов-мусульман или собственно татов), но а также иудеев (горских евреев) и христиан («армяно-татов» или татоязычных армян). Вместе с тем, между наречиями татоязычных мусульман, иудеев и христиан была довольно большая разница, но речь армяно-татов примыкала к речи татов-мусульман. Для характеристики двух основных разновидностей татского языка, этнограф и языковед, академик В. Ф. Миллер впервые ввёл в науку термины мусульманско-татский и еврейско-татский языки. Из мусульманских говоров типичны для татского апшеронские и североазербайджанские, чем лахиджский говор.

Лахиждский говор изучал упомянутый ранее В. Ф. Миллер. Он работал с учеником Бакинского технического училища, уроженцем Лагича — Агабалой Джанбахшевым и по показаниям последнего тот же говор, на котором говорят его односельчане, слышится в таких селениях Шемахинского уезда как Аган, Химран, Намазджа, Гарсала, а также в ряде селений Геокчайского уезда (Джандуо, Дуворьюн, Чандувор, Даребабо, Быгыр, Улджудж, Воша, Мюдри, Джулиан и др.).

По сообщению Фитуни татское наречие мусульман Халтана (Кубинский уезд) и жителей Лагича «более близко к персидскому языку, хотя между первым и вторым всё таки не мало разницы. Всякий, кто знает хорошо персидский язык, свободно может понимать наречие лагичцев и халтанцев».

О взаимопонимании жителей Лагича и остальных татских селений Азербайджана в прошлом, довольно интересные сведения оставил советский иранист Б. В. Миллер, обследовавший татов в 1928 году. Апшеронские таты (сураханцы и балаханцы) утверждали, что говор Лагича настолько отличается от их говора, что даже плохо понятен; плохо понятным речь лахиджцев находили и хизинские таты. Рустовцы же могли объясняться с жителями Лагича, «хотя у тех есть „свои слова“». Что касается мнения самих лагичцев о своей речи и языке других татов, то Б. М. Миллер писал:

Интересны отзывы лахиджцев о своём языке. Они его называют татским и находят, что из всех татских говоров он самый «правильный»... Говоры соседних татских селений, по отзывам лахиджцев, совпадают с ихним; мне отмечали только, что мельхамцы склонны «тянуть» слова... Язык «армяно-татов» с. Матрасы лахиджцы находили плохо понятным для себя и называли его по-тюркски «фарс-дили». Говоры апшеронские (напр., балаханский) они понимают хорошо, а кубинские и хизинский с некоторым затруднением, не находя между ними разницы; лахиджцы полагают, что все другие татские группы (апшеронцы, кубинцы, хизинцы и даже кубинские евреи) лучше понимают их, лахиджцев, чем они, лахиджцы, их....

Внутреннее деление и планировка

Под Лагичем обычно подразумеваются два больших района, находящихся на расстоянии около 350 метром друг от друга — посёлок Лагич и селение Аракирд (Аракит). Разделяющее их пространство занимают обширные кладбища и пойма речки Лулочай, которая протекает посреди Лагича.

Вдоль реки Гирдыманчай всё поселение вытянулось почти на 2 км. По своей планировке, как считала искусствовед Н. М. Миклашевская, Лагич несколько напоминает Шеки, но только здесь более скученные улицы.

Из-за скученности его застройки и ограниченности пригодной для заселения территории, на прилегающей к Лагичу территории образовалось несколько мелких обособленных отселков в количестве нескольких дворов. Вначале они представляли собой землянки («казма»), в которых жители «зимою держат ненужную при доме скотину, а летом живут во время уборки хлеба и сена», пока в дальнейшем на их месте не были построены жилища, куда переселились часть лагичцев. Наиболее крупными отселками являются «Багмужа», «Ундасил».

Баадван

Самый крупный и основной район ремесленного производства Лагича — Баадван. По мнению учителя Лагичского училища, автора краеведческого описания Лагича начала XX века, М. Эфендиева название Баадван состоит из двух слов, где первым является арабское слово в значении «после», а второе — персидское в значение «него».

Баадван и с. Аракирд вытянулись вдоль реки Гирдыманчай, а протекающая между ними речка Лулочай способствуют разобщённости этих районов. Их соединяет построенный из речного камня однопролётный мост, который перекинут через горную речку.

Баадван состоит из кварталов (махалля). Территории кварталов «Аголлу» и «Бадойун» занимают площадь 9 и 7 га соответственно, самый высокорасположенный квартал «Пиште» — 5 га, а остальные три квартала («Муродун», «Дер-Гасан» и вклинившийся между ними «Дулуз») невелики и вместе занимают территорию в 5 га. Из всех 6 кварталов Баадвана только в трёх («Бадойун», «Дер-Гасан» и «Пиште») имеются общественные площади. Из них довольно крупными по размерам являются площадь «Бадойун» (800 м²) и площадь «Дер-Гасан» (725 м²), в то время как площадь «Пиште» значительно меньше их (400 м²).

В Баадване узкие улицы, ширина которых не превышает трёх метров, а обычно менее; большое количество переулков, тупиков с неожиданными поворотами и изгибами. Не узкой является главная ремесленно-торговая улица Баадвана — «Серроста» (ныне улица М. Гусейнова), которая посередине пересекает весь район и является его композиционной и функциональной осью. Основная масса мастерских, лавок и других производственно-торговых заведений, определяющих облик всего Лагича, сосредоточена на этой улице.

Главная улица начинается на юго-западной окраине, у моста, и, пересекая Баадван, доходит до моста через речку Лулочай. За мостом, в районе Аракирд, она тянется до северной окраины, откуда берёт начало горная дорога на Шемаху.

Аракирд

Аракирд или Арагирт — наиболее тихая часть Лагича, которая расположена на высоком обрывистом берегу реки Гирдыманчай, в северо-восточном конце посёлка. Слово «Аракирд» — «татарского» (азербайджанского) происхождения, означающее «вошёл в середину», что, видимо, отражает его положение среди гор. Автор краеведческого описания Лагича (начало XX века), учитель Лагичского училища М.-Г. Эфендиев допускал мысль, что это название дано не татоязычными лагичцами, а скорее жителями других близлежащих селений.

Эта часть Лагича утопает в зелени садов и занимает наиболее удобные для застройки территории. М.-Г. Эфендиев считал Аракирдский участок красивее остальных частей Лагича. Побывавший здесь в 1915 году Фитуни называл Арагирт более культурной частью Лагича, «в которой соблюдаются до некоторой степени элементарные требования гигиены», в отличие от более грязной второй половины (собственно Лагича), где «кипит подлинно городская шумная жизнь».

Также как и Баадван, Аракирд состоит из кварталов (махалля). Один из них, квартал «Ахмедли», вытянулся вдоль дороги, ведущей к перевалу, в то время как другой квартал — «Рагимли» сформировался вдоль дороги, которая ведёт в Шемаху. Между «Ахмедли» и «Рагимли» вклинился небольшой квартал «Сеидлер».

В здешних кварталах отсутствуют тупики, мощённые плоскими каменными плитами улицы достигают длины 500-550 метров при ширине до 5 метров, да и каждый квартал имеет свою главную улицу, на которых также размещены ремесленные и торговые помещения. Наиболее «жилой» улицей, где сравнительно немного мастерских и лавок, является улица Самеда Вургуна. Для кварталов Аракирда характерно преобладание застройки линейного типа, при этом она, преимущественно, двухэтажная.

В этой части посёлка находятся наиболее крупные квартальные площади Лагича. Только площадь «Ахмедли» своими размерами (1200 м²) превышает самую большую квартальную площадь города Ордубад — Сер-шехер (820 м²). Площадь же «Рагимли» достигает размеров 900 м².

Заваро

Наиболее возвышенную часть посёлка занимает район Заваро, расположенный на сравнительно небольшой территории (по-татски «завар» означает «верхний»). Этот район вытянулся вдоль речки Ильдересу, которая протекает в глубоком ущелье (с юго-запада Лагича) и впадает в Гирдыманчай.

В отличие от Баадвана и Аракирда, он не разделялся на кварталы. Здесь почти нет тупиков и переулков, а улица К. Исмаилова, являющееся продолжением главной улицы, по существу единственная улица в Заваро, которая в южном своём конце разветвляется на два направления, выходящие за пределы района. Преобладающим в Заваро типом застройки является линейный тип.

Жилая застройка

В строительстве жилья применялись: для фундамента и стен — речной камень, в качестве связующего раствора — глина, для междуэтажных перекрытий, дверных переплётов и т. п. — дерево. Во многом колорит посёлка определяет светло-серый тон речного камня. Дома строились с учётом сейсмичности района: каменную кладку прослаивали деревянными балками с замками, которые предохраняли дома от трещин.

В Лагиче также есть одна примечательная конструкция. С площади «Бадойун», расположенной в одноимённом квартале Баадвана, устроен проход в глубину квартала, ведущий к обрыву над рекой, а над проходом воздвигнут дом. Как писала исследовательница Мехин Мамедбейли: «Это редкий для Лагича пример двух ярусной постройки, очевидно, имевшей более широкое распространение в старину, когда дома с целью экономии территории сооружались над улицами и проходами».

Архитектура жилого дома

Жилая застройка Лагича в основном была двухэтажной. Первые этажи были заняты мастерскими и торговыми лавками, но а также служили для приготовления пищи и хозяйственных нужд. В находившихся там особых кладовых хранилось только сырьё и готовая продукция ремесленного производства. В верхних этажах размещались жилые комнаты. Кроме двухэтажной застройки, в Лагиче также встречались одноэтажные и трёхэтажные дома.

Дом Хаджи Самеда Ширинова. Построен в 1865 году.

Жилые комнаты верхних этажей сообщались между собой и вместе с тем каждая из них имела самостоятельный выход на эйван. Количество комнат варьировалось в зависимости от зажиточности владельца. Так, беднейшая часть ремесленников имела не более трёх комнат, со средним достатком — обычно 8-10 комнат. Зато на квартальной площадь Бадойун (район Баадван) расположен трёхэтажный дом с 75 комнатами, но к началу XXI века он стоял полуразрушенным. А. Фитуни писал, что «больное место лагичцев это то, что при постройке домов стараются сделать побольше комнат».

Особенностью Лагича, отличавшей его от других населённых пунктов Азербайджана, являлись вмонтированные в стену жилых домов каменные плиты, причём эта традиция продолжается и в настоящее время. Эти плиты содержат даты строительства, имена владельцев, но и даже мастеров строителей и каллиграфов. Их можно встретить на разных участках стены дома, будь то над проёмом уличного балкона или на деревянном столбе дворовой веранды, но обычно камень с надписью помещается над входом или сбоку. Даты, встречающиеся в строительных надписях, относятся к началу XIX века и реже к XVIII веку. В квартале «Ахмедли», например, есть дом Дамара Мамедова, на котором имеются аж два камня с надписями, указывающих дату строительства: на стене дома — 1274 год, а на деревянном столбе балкона — 1120 год. Кроме Лагича, в пределах Азербайджана встречаются в качестве исключения и другие жилые дома с указанием даты постройки, а в городах Баку, Гяндже, Нухе оно стало практиковаться лишь с конца XIX века.

В архитектурном облике жилья значительную роль играют летние помещения — открытые площадки-террасы (секи), крытые обходные балконы и веранды. Как веранды, так и крытые обходные балконы устраивались часто лишь на уровне второго этажа, но, в отличие от обычно узких обходных балконов, веранды были намного шире, доходя до трёх метров. Большая часть жилых домов, у которых имеются веранды, сосредоточена в Баадаване, в гораздо меньшей степени — в Аракирде и совсем немного — в Заваро. Что касается летних площадок-террас, то они обычны для домов наиболее бедной части ремесленников и в их качестве обычно служил придомовой участок.

Интерьер

Традиционными элементами интерьера лагичского жилища являются ниши разных размеров (тахча, джомохатан) и стенные полочки (рэф), на которые ставят декоративные посуду и другие предметы. Одной из особенностей жилого дома является наличие встроенной в стену каморки — оваро, то есть бани, предназначенной для обязательного ритуального омовения — гусл.

Жилищно-коммунальное хозяйство

Водоснабжение

Родник Гаджи Герая, 1868-1870

Лагич обеспечивался питьевой водой из горных родниковых вод. Высоко в горах на расстоянии в 5-6 км выходы вод собирают в бассейне и уже от него вода по водоводам поступает к булагам (родникам) посёлка, причём обычно один водовод обеспечивает несколько расположенных в одном районе родников. Так, четыре булага, находящихся в районе Аракирд, получает воду из одного источника — Агбулаг. В начале XX века М.-Г. Эфендиев о родниках писал следующее:

В городке сохранилось всего девять булагов. Кроме четырёх упомянутых булагов Аракирда, остальные расположены в следующих местах: один у въезда в Лагич, три — в районе Баадван и ещё один — в районе Заваро. Расположены родники, в основном, на квартальных улицах, но имеются они и на некоторых площадях (например на площади Дер-Гасан). От булагов до жилых домов вода доставлялась в специальных медных кувшинах.

Канализационная система

Лагичский городок имеет разветвлённую канализационную систему и это весьма редко для городов средневекового периода истории Азербайджана. Канализация не только удаляла с территории городка сточные и фекальные воды. Уличные коллекторы служили также для сбора ливневых вод.

В районе Баадван имелось шесть самостоятельных канализационных коллекторов разной протяжённости. По центральной части, в районе улицы М. Гусейнова, проходил наиболее крупный из них. Те канализационные коллекторы, что располагались в районе Аракирд, составляли два бассейна стока. Один из них, с высокого и крутого берега реки Гирдыманчай, сбрасывал в реку стоки, а другой — в овраг, выходящий к речке Луло. В третьем районе Лагича — Заваро — имелась собственная канализационная система со сбросом стоков в овраг «Гулям-дереси».

Канализационная система посёлка была реконструирована в 2011 — 2012 годах при финансовой поддержке посольства Японии.

Только Лагичу характерно наличие на квартальных площадях общественных туалетов и оно не встречается среди городов Азербайджана для того времени. Они размещались в одном из углов квартальных площадей, в укромных местах. Эти небольшие по размеру (примерно 110x160 см) кабины были сложены из речного камня.

Социальные институты

Образование

В начале XX века здесь была одна школа. В конце XIX века в Лагиче преподавал педагог и этнограф М.-Г. Эфендиев. В 1902—1908 годах здесь учительствовал географ, педагог и просветитель Гафур Рашад Mirzəzadə, который при окончании в 1927 году экономического факультета Азербайджанского политехнического института защитит дипломную работу на тему «Лагич в экономическом отношении».

В 1985 году в посёлке было открыто профессионально-техническое училище по обучению мастериц ковроткачества, мастеров по изготовлению медной посуды, обработке камня, лудильщиков, швей и механизаторов.

5 октября 2017 года вышло распоряжение президента Ильхама Алиева «О мерах по строительству здания новой общеобразовательной школы в посёлке Лагич Исмаиллинского района», предусматривающее выделение 3,5 млн манатов на строительство в посёлке новой общеобразовательной школы количеством 400 мест. Уже 26 августа следующего года И. Алиев вместе со своей супругой, Первым вице-президентом Мехрибан Алиевой приняли участие в открытии новой Лагичской школы.

Иные учреждения социального и общественного назначения

Ремёсла

Основным занятием населения является производство ковров и медной посуды.

Медное производство

Лагич издавна славился медным производством («мискярлик»), а своими высокохудожественными работами по орнаментации медной посуды и отделке оружия лагичские мастера соперничали с кубачинцами (жителями одноимённого аула в Дагестане). Лагичская посуда шла по всему Закавказью, на Северный Кавказ, а также для вывоза, например в Персию и Малую Азию. Тех лагичцев, что вели торговлю медными изделиями, до революции делили на три категории: скупщиков (на месте их называли «хозяева»), на производителей — медников (мискарников) и торговцев-развозчиков («сагрягяров»).

Кузнец из Лагича

На быт лагичцев и структуру самого посёлка как в прошлом, так и в настоящее время развитие здесь этого ремесла наложило специфический отпечаток. Народные способы и приёмы медного производства Лагича сохраняются и поныне. Развитие медного производства способствовало возникновению ряда вспомогательных ремёсел — лудильного, кузнечного, производства древесного угля. В целом, в XIX веке в Лагиче было развито около 40 видов ремёсел и вспомогательных отраслей.

Медное производство в Лагиче в основном было сосредоточено в квартале «Агалы», называемом ещё из-за расположенных по обеим сторонам улицы большого количества медных мастерских «мисгяр базары» («базар медников»). Изготовленные медные изделия продавались тут же, в мастерской, фасад и часть помоста которых являлись своеобразной лавкой. Сведения о количестве медных мастерских Лагича в XIX веке содержатся в исследованиях о кустарном производстве на Кавказе. Так, О. Евецкий отмечал наличие здесь 200 лавок медников.

На выставке произведений Закавказского края 1850 года были отмечены изделия мастера Мамеда Кадыра, представленного к денежной награде за медную посуду. Лагичские мастера демонстрировали свои товары и на Всемирной Венской выставке 1873 года. В специальной газете выставки по этому поводу писалось:

Следует отметить, что медная посуда из Лагича представлена в Лувре. В Бернском музее хранятся винтовки, сабли и кинжалы лагичских оружейников, богато украшенные орнаментом и инкрустацией.

Однако к концу XIX века число мастерских значительно сокращается по причине ввоза более дешёвой российской фабричной продукции. Также сокращаются и другие ремёсла — кузнечное, кожевенное, оружейное. Но несмотря на значительное сокращение медного производства, традиционное устройство и оборудование мастерских, трудовые процессы плавки меди, литья пластин, ковки и гравировки изделий сохраняются по сей день.

Действующая по сей день кузнечная мастерская Хаджи Гюльшада имеет 200-летнюю историю и находится под охраной государства в качестве национального достояния.

Кожевенное производство

После металлообработки самым развитым ремеслом в Лагиче издавна было кожевенное производство. «Заваро», один из кварталов Лагича, был заселён главным образом кожевниками, мастерские и дома которых выстроились вдоль речки Дарел-Ия. Сафьяновые кожи местных кожевников считались одними из лучших в Закавказье. Лагичские кожевники выделывали шагрень, сафьян, юфть, из которых изготовлялись всевозможные изделия — обувь, ремни, кожанки-телогрейки, переплёты книг, уздечки. На базе развитого местного кожевенного промысла, носящего кустарный характер, расцвели и другие ремесла: шорное, седельное, башмачное, шапочное, скорняжное.

Ковроделие

Навыки ремесленного производства и традиции создали условия для развития и распространения в Лагиче ковроделия. В середине XX века здесь была создана ковровая артель. Традиционные разнообразные орнаменты лагичских мастеров-медников, ювелиров, кузнецов и других использовали также мастера и художники коврового искусства.

Благодаря своим художественным качествам лагичские ковры также приобрели известность и получили важное экспортное значение. Считается, что они отличаются особой красотой, многоцветием и пользуются большим спросом на мировом рынке.

Достопримечательности

Фотогалерея

  • Мечети
  • Мечеть «Заваро», 1805 год.

  • Нижняя мечеть «Аракит», XIX век.

  • Мечеть Бадойун

  • Старинные дома
  • Дом Мамеда Манафова, построенный в 1870 году.

  • Дом А. Дамирова, построенный 1870 году.

  • Дом Гаджиаги Султанова, XIX век.

  • Дом М. Дамирова, построенный в 1897 году.

  • Дом Башира Мусаева, построенный в 1903 году.

  • Другие достопримечательности
  • Баня Гаджи Мола Хусейна (XIX в.)

  • Мемориал в память о погибших в Великой Отечественной войне

Краеведческий музей

Музей Этнографии расположен на территории, построенной в 1914 году мечети Агаоглу. Во времена Советского Союза данное помещение использовалось в качестве хранилища. После проведённых в 1987 году реставрационных работ, на базе помещения был основан краеведческий музей. Музей включает в себя более 1000 экспонатов, из которых возраст некоторых составляет более 2000 лет.

Карта посёлка

Музей (мечеть Аголу) Бадой Аракит (верхняя) Аракит (нижняя) Заваро Крепость
Гирдыман р. Гирдыманчай р. Лул-чай р. Дарел-Ия Гаджи
Нурмамеда Гаджи
Джаханбахша Заваро Баба Гаджи ГараяКарта расположения объектов Лагича:
— историко-краеведческий музей (мечеть Аголу); — мечети; — мост «Ил»; — школа;
— водяная мельница; — кафе; — гостевые дома; — бани; — родники; — развалины

Известные уроженцы

  • Алескерова, Рухи Мурсал кызы — депутат Верховного Совета СССР
  • Байрамов, Али Байрам оглы — азербайджанский революционер, один из руководителей «Гуммет»
  • Ибрагимов, Надир Баба оглы — азербайджанский астрофизик
  • Исмаилов, Ахмед Ахад оглы — лауреат Государственной премии СССР
  • Исмаилов, Касум Исмаил оглы — азербайджанский революционер, активный участник борьбы за установление Советской власти в Азербайджане
  • Мамедов, Муслим — министр народного просвещения Азербайджанской ССР, первый секретарь компартии города Баку и Насиминского района
  • Мехдиев, Ага — Народный художник Азербайджана
  • Салимова, Шовкет Шахбаз кызы — первая женщина-азербайджанка, капитан дальнего плавания
  • Сулейманзаде, Сулейман (1905-1986) — министр здравоохранения Нахичеванской АССР

Документальные фильмы о Лагиче