«Омкара» (хинди ओमकारा; англ. Omkara) — индийская криминальная драма 2006 года, снятая по мотивам шекспировского «Отелло». Главные роли исполнили Аджай Девган, Саиф Али Хан, Вивек Оберой и Карина Капур. Режиссёр и соавтор сценария Вишал Бхардвадж сам сочинил всю музыку для фильма, включая фоновую партитуру, со словами Гульзара. Действие фильма происходит в Мератхе, городе, расположенном в западной части штата Уттар-Прадеш.
Премьера фильма состоялась 28 июля 2006 года. Картина демонстрировалась в секции Marché du Film на Каннском кинофестивале 2006 года вместе с книгой о создании фильма. Она также была выбрана для показа на Каирском международном кинофестивале, где Вишал Бхардвадж был награжден за художественный вклад режиссёра. Фильм также получил три награды на Кинофестивале в Карачи, награду на Азиатском фестивале дебютных фильмов, три Национальные кинопремии и семь премий Filmfare.
Сюжет
Омкара он же Оми Шукла (Аджай Девган) — лидер банды в Уттар-Прадеш. Он правит страхом, и его взгляда обычно достаточно, чтобы сломить сопротивление… Фильм начинается с того, как он похищает свою возлюбленную Долли (Карина Капур) в день её замужества — по её собственному желанию. Отказываясь от дочери, её отец говорит Оми: «Если дочь не верна своему отцу, сможет ли она когда-нибудь быть верной своему возлюбленному?»
Как главный помощник местного коррумпированного политика Бхай-сааба (Насируддин Шах) Оми должен передать обязанности и большую часть своих полномочий назначенному преемнику. Ожидается, что это будет Лангда Тьяги (Саиф Али Хан), но Оми делает выбор в пользу Кесу (Вивек Оберой). Обида Лангды ещё больше растёт, когда его доверенный помощник Раджу сыпет соль ему на рану, после чего Лангда начинает сеять семена сомнения в сознании Оми в отношении верности Долли и честности Кесу…
В ролях
- Аджай Девган — Омкара Шукла
- Саиф Али Хан — Ишвар «Лангда» Тьяги
- Вивек Оберой — Кешав «Кесу» Упадхайя
- Карина Капур — Долли Мишра
- Конкона Сен Шарма — Инду Тьяги
- Бипаша Басу — Билло Чаманбакар
- Насируддин Шах — Бхай-сааб
- Дипак Добриял — Раджан «Раджу» Тивари
Производство
По словам Вишала Бхарадваджа фильм был задуман с Аамиром Ханом в роли Лангды (Яго), но производство было отложено на год, и в итоге роль была предложена Саифу Али Хану. Во время полутора месяцев подготовки к съёмкам режиссёр вместе с оператором Тассадуком Хуссейном, путешествовали по Северной Индии, отыскивая аутентичные деревни в поисках перспектив. В качестве образца съёмки будущего фильма был выбран «Китайский квартал» Романа Полански.
Над фильмом работали в течение 4 месяцев в разных местах, включая Лонавалу, Лакхнау, Аллахабад, Вай и Мумбаи. Основные съёмки началась 13 января 2005 года на берегу реки в Камшете и завершилась через 68 дней в Мумбаи. Большая часть фильма была снята в декорациях деревни, построенных в сельской местности недалеко от городка Вай. Поскольку почти вся вторая половина фильма разворачивается ночью, для съёмки широких планов декорации деревни освещали специально созданным гигантским бумажным шаром.
Во время съёмок в Университете Лакхнау, когда весь кампус должен был быть покрыт листовками с Вивеком Обероем, играющим лидера студенческого сообщества, вспыхнуло небольшое волнение из-за того, что студенты университета обиделись на эти плакаты, и съёмочной группе пришлось поспешно разойтись. Однако им удалось сделать снять необходимые сцены в самый последний момент. Сцена коронации снималась в отдаленном храме в окрестностях Аллахабада. Актёров специально доставили на место съёмки на вертолетах, в то время как полицейские сдерживали тысячи разъяренных фанатов. Вся сцена была снята менее чем за шесть часов.
Саундтрек
Все тексты написаны Гульзаром, вся музыка написана Вишалом Бхарадваджем.
Критика
Дерек Элли в рецензии для Variety написал: «эта свободная переработка „Отелло“, действие которой происходит среди гангстеров в деревне Уттар-Прадеш, гораздо более захватывающая, чем угрюмая, но запутанная адаптация „Макбета“, „Макбул“ (2003) [этого же режиссёра], и не требует знания оригинальной пьесы Барда». Филип Френч в отзыве для The Guardian назвал «Омкару» гениальной адаптацией «Отелло», в которой мобильные телефоны используются там, где Шекспир подслушивает, а эротический пояс, украшенный драгоценностями, заменяет носовой платок в качестве компрометирующего предмета. Рам Тарат с сайта FutureMovies отметил потрясающую актёрскую игру, особенно Хана, исполнившего вопреки своему образу роль коварного макиавеллиподобного Лангду, и Шармы в качестве его партнёрши. Джасприт Пандохар в отзыве для BBC добавила, что их великолепная пара даже затмевает совместную игру Девгана и Капур.
Индийский кинокритик Таран Адарш из Bollywood Hungama назвал фильм блестящим с точки зрения постановки, к тому же украшенным первоклассным исполнением ролей. Рецензия для The Times of India описала «Омкару» как фильм, который разбивает традиционную форму Болливуда вдребезги и делает это с размахом, охватывающим все аспекты кинопроизводства. Раджа Сен с портала Rediff.com отметил, что реплики почти дословно повторяют пьесу, даже когда персонажи рявкают в мобильные телефоны и смотрят, как танцовщицы отвлекают полицейских, а изменения носят лишь поверхностный характер. Так не найдя особого применения Герцогу, Антонио и членам совета, Бхардвадж совмещает их всех в персонаже Бхай-сааба. Катхакали Джана из Hindustan Times выделила в качестве разочаровывающего момента то, что в то время как сомнения Отелло в пьесе проистекали из того, что он был мавром в Венеции, чья «инаковость» выделяла его, в фильме режиссёр не стал акцентировать внимание на этом качестве персонажа, решив не играть с кастовой политикой и фракционностью Уттар-Прадеш.
Награды
- Азиатский фестиваль дебютных фильмов — лучшая операторская работа — Тассадук Хуссейн Муфти
- Каирский международный кинофестиваль — лучший художественный вклад режиссёра в кино — Вишал Бхарадвадж
- Международный кинофестиваль в Карачи
- Лучший адаптированный сценарий — Вишал Бхарадвадж, Абхишек Чаубей, Робин Бхатт
- Лучшая мужская роль — Саиф Али Хан
- Лучшая музыка к фильму — Вишал Бхарадвадж
- Национальная кинопремия
- Лучшая женская роль второго плана — Конкона Сен Шарма
- Лучшая работа звукорежиссёра — К. Дж. Сингх, Шаджит Койери, Субхаш Саху
- Специальный приз жюри — Вишал Бхарадвадж
- Filmfare Awards
- Лучшая женская роль по мнению критиков — Карина Капур
- Лучшая женская роль второго плана — Конкона Сен Шарма
- Лучшее исполнение отрицательной роли — Саиф Али Хан
- Лучший женский закадровый вокал — Сунидхи Чаухан («Beedi»)
- Лучшая хореография — Ганеш Ачария («Beedi»)
- Лучшая работа звукорежиссёра — К. Дж. Сингх, Субхаш Саху
- Лучшая работа художника-постановщика — Самир Чанда
- Лучший дизайн костюмов — Долли Ахлувалиа
- Специальная премия Filmfare — Дипак Добриял
- Премия международной академии кино Индии
- Лучшее исполнение отрицательной роли — Саиф Али Хан
- Лучший женский закадровый вокал — Сунидхи Чаухан («Beedi»)
- Лучшая хореография — Ганеш Ачария («Beedi»)
- Специальная премия — Вишал Бхарадвадж