Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер



















Яндекс.Метрика

Бенги Алаэддин Али-бей II

Султанзаде Бенги Алаэддин Али-бей II (тур. II. Bengi Alâeddin Ali Bey; род. между 1381 и 1386 — ум. после 1424) — правитель бейлика Караманидов (Караманогуллары). Сын Алаэддина-бея I и дочери Мурада I Нефисе. С 1403 года правил малой частью бейлика в Нигде. Всем бейликом Али-бей правил дважды, в первый раз во время пленения брата Мехмета в 1420—1421 годах и после смерти Мехмета в 1423—1424 годах. Али был слабым правителем, он не мог удержать земли бейлика в своих руках, поэтому племянник Ибрагим в 1424 году опять отправил его в Нигде.

Биография

Али и его брат Мехмед родились в семье правителя бейлика Караманогуллары Алаэддина-бея I и его жены, дочери османского султана Мурада I и сестры Баязида I Нефисе-султан. Помолвка состоялась в 1378 году, а брак был заключён не позднее 1381 года. В 1386 году у Нефисе и Алаэддина были дети, поскольку, согласно ранним османским хроникам, в 1386 году Нефисе просила отца простить её мужа и «не оставлять её сыновей сиротами». Отец Али неоднократно вступал в конфликты сначала с Мурадом, а после его смерти с Баязидом, захватывая земли и города, которые османы считали своими. Благодаря посредничеству матери Али, каждый раз Алаэддину удавалось получить прощение. Однако в 1397/98 году, когда во время очередного противостояния Алаэддин укрылся в Конье, через 11 дней население выдало его Баязиду за гарантии сохранения города, и Алаэддин был казнён. Неизвестно, был ли он казнён по приказу шурина или же, как писал Иоганн Шильтбергер, свидетель, Алаэддина убил Темирташ-паша. Иоганн Шильтбергер, незадолго до этого попавший в плен под Никополем и находившийся в свите Баязида с 1397 по 1402 год, так описывал смерть Алаэддина-бея:

Согласно описанию Шильтбергера, это произошло в 1397/98 году, однако Крамерс указывает 1391 год. Известный востоковед Юрий Петросян принял версию, что Алаэддин был казнён по приказу Баязида. После казни Алаэддина и сдачи Коньи Баязид направился к Ларинде, в которой находились сыновья Алаэддина и их мать — вдова Алаэддина и сестра Баязида. Сыновья Алаэддина, будучи уже подростками (им было не менее 11 лет), были оскорблены и рассержены казнью отца и видом его головы на пике. С юношеской горячностью они хотели защищать город и не хотели сдаваться. Жители города сочувствовали мальчикам и поддержали их. Однако после нескольких дней осады мать Али сказала жителям, что не видит возможности отстоять город и не хочет, чтобы люди пострадали из-за их семьи. Ввиду невозможности сопротивляться, вдова Алаэддина вышла из города к своему брату, ведя сыновей. Баязид «видя сестру с сыновьями, вышел из своей палатки им на встречу; они тогда бросились к его стопам, целовали ему ноги, прося пощады, и передали ему ключи замка и города. Король тогда велел стоявшим возле него сановникам поднять их, овладел городом и поставил туда начальником одного из своих приближенных. Сестру же с её сыновьями он отправил в столичный свой город Бруссу». Сначала земли Караманидов Баязид отдал своему сыну Мустафе. Неизвестно, как Мехмед и Али, сыновья Алаэддина, жили в Бурсе. Согласно стихотворной истории «Дустурнаме», написанной Энвери, они содержались отдельно от матери. Есть сведения, что Мехмет и Али, жили в Бурсе в почетном плену, однако вскоре Баязид отдал Мехмету завоеванные земли Караманидов. Ичель был отдан шейху Хасану, сыну Сулеймана-бея, скрывавшемуся в Эретне.

После поражения Баязида при Анкаре Эмир Тимур вернул Мехмеду-бею и Али-бею земли их отца, а также Кайсери, и Cиврихисар. Али-бей, брат Мехмеда-бея, стал эмиром Нигде как вассал Мехмед-бея. Тимур передал Бейпазари, Сиврихисар, Киршери и Кайсери Мехмед-бею в дополнение к отцовским землям. Но Мехмеда-бея это не удовлетворило. Он аннексировал земли Хамидидов, Тарсус, Афьонкарахисар и Кютахью. В некоторых источниках указано, что «сын Карамана» даже захватил Анталию. Караман оставался единственным из всех бейликов, независимым от османов — к 1415 году Мехмед I покорил все остальные. С Мехметом Караманидом ему пришлось заключить мир, однако же в следующем году Мехмед Караманид опять напал на земли османов. Он осадил Бурсу, мотивируя нападение местью за казнь отца. После 34 дней осады он захватил город и разорил его. Вскоре Мехмет был разбит Баязидом-пашой и попал в плен, но был отпущен. В 1419 году Мамлюки захватили Адану и Тарсус, разрушили Нигде, Конью, Эрегли и Ларинду, а править бейликом поставили брата Мехмета, Али-бея. В битве с войском Дулкадиридов Мустафа, сын Мехмета, погиб в битве, а сам Мехмед был пленён и доставлен в Каир.

В период, когда Мехмет находился в плену у мамлюков в 1420-21 году Али-бей переехал в Конью и попробовал стать правителем бейлика. Однако ему не удалось удержаться, его власть была слаба. Отпущенный на свободу после смерти султана Мехмет легко вернул себе власть и отправил брата обратно в Нигде. Но Мехмет-бей не угомонился, он продолжал активно воевать. Через два года Али бей получил известие о смерти своего брата, приехал в Конью из Нигде и провозгласил себя беем. Ибрагим и Иса, сыновья Мехмета-бея, отправились ко двору османского правителя Мурада II и попросили его о помощи. Несмотря на то, что Али-бей был женат на сестре Мурада, султан отнёсся к их просьбе благожелательно и женил каждого их тоже на своих сёстрах, дочерях Мехмеда I. Исе-бею Мурад дал санджак в Румелии, а Ибрагим-бей получил от Мурада войско, с которым отправился в Караман. Взамен Ибрагим-бей согласился вернуть османам Ыспарту и Эгридир, которые были переданы Караманогулларам Тимуром. После недолгого сопротивления, Али-бей сдался племяннику, Ибрагим отправил дядю обратно в Нигде, дав ему Акшехир как дирлик.

Наследие

Во время правления в Нигде в 1409/10 году Али-бей построил Акмедресе. Название медресе получило от центрального портала, выполненного из белого мрамора (тур. ak — белый). В XX веке медресе служило местом хранения коллекций Стамбульского археологического музея во время войн, оно было первым зданием археологического музея Нигде.