Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер



















Яндекс.Метрика

Позднеев, Алексей Матвеевич

Алексей Матвеевич Позднеев (27 сентября 1851, Орёл — 30 сентября 1920, Ростов-на-Дону) — российский востоковед, монголовед, доктор монгольской и калмыцкой словесности, профессор. Один из основателей и первый директор (1899—1903) Восточного института. Политический деятель. Тайный советник (1905).

Исследователь монгольских письменных памятников и в целом монгольских языков. Внёс вклад в развитие буддологии, синологии и других востоковедных дисциплин. Педагог и организатор системы образования.

Биография

Родился в русской многодетной семье протоиерея Сретенской церкви Матвея Автономовича Позднеева в городе Орле.

Окончил Орловское духовное училище (1867), Орловскую духовную семинарию (1872) и факультет восточных языков Санкт-Петербургского университета (1876).

Участвовал в снаряжённых Русским географическим обществом экспедициях в Монголию и Китай (1876—1879, 1892—1893, 1898), Собрал для библиотеки СПбУ около 2000 рукописных и печатных китайских, монгольских и маньчжурских сочинений, а также коллекция бурханов (буддийских скульптур) и других принадлежностей религиозного культа.

В 1881 году защитил диссертацию «Образцы народной литературы монгольских племён» на степень магистра монгольской словесности и был утверждён доцентом по кафедре монгольской словесности Санкт-Петербургского университета. В 1883 году по представлении диссертации «Монгольская летопись „Эрдэнийн эрихэ“» получил степень доктора монгольской словесности.

С 1881 г. редактировал издания Великобританского иностранного библейского общества (Лондон) на монгольском, китайском и маньчжурском языках, член Русского археологического общества.

С 1884 г. экстраординарный и с 1886 г. ординарный профессор монгольской словесности СПбУ; с 1888 г. секретарь его факультета восточных языков, с 1889 г. преподавал и маньчжурский язык. Первым в России открыл курс чтений по истории литературы монгольских наречий и ввёл в преподавание чтение официальных бумаг, написанных по-монгольски.

В 1887 г. по поручению министра государственных имуществ составил проект об устройстве училищной части у калмыков Астраханской губернии.

В 1888 г. получил от РГО большую золотую медаль за труд «Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии».

С 1891 г. действительный статский советник.

В 1892 г. был командирован Министерством иностранных дел в Монголию «для исследования её положения и административного строя, а также для изучения наших торговых отношений к Китаю».

С 1896 г. член Русского географического общества.

На рубеже XIX—XX веков активно занимался проблемой калмыцкого образования.

В 1899—1903 гг. — один из организаторов, профессор и директор Восточного института во Владивостоке, с 1901 г. почётный мировой судья Владивостока.

С ноября 1903 г. по 1917 г. — член Совета министра народного просвещения.

С 1905 г. тайный советник.

С 1906 г. заведующий Ориентальными курсами и с 1910 г. директор Практической восточной академии при Обществе востоковедения в Петербурге.

В 1913 г. за содействие делу народного образования монголов получил звание Дзюнь-вана (князя второй степени) от правительства Монголии.

В 1914 г. стал представителем Министерства народного просвещения в Комитете для изучения Средней и Восточной Азии.

Член Поместного Собора Православной Российской Церкви по избранию от Петроградского университета как заместитель М. Д. Присёлкова, участвовал в 3-й сессии.

С сентября 1917 г. лектор в Петроградском университете, с 1918 г. профессор Донского университета по кафедре монгольской словесности, созданной им на историко-филологическом факультете. Скончался от паралича сердца.

Жена Вера Николаевна, дети: Алексей, Дмитрий, Анна, Александра, Любовь.

Награды

Награждён орденами св. Станислава III, II и I (1901) степени, св. Анны III, II и I (1902) степени, св. Владимира III и II (1908) степени, Белого орла (1913), большой золотой медалью Русского географического общества (1888).

Интересные факты

  • Придерживался националистических и монархистских взглядов, участвовал в различных правых организациях, в частности, был секретарём и специалистом по Сибири и Дальнему Востоку в Русском окраинном обществе.
  • Стал автором первого научного калмыцко-русского словаря, опубликованного в 1911 г.
  • Брат Дмитрий Матвеевич Позднеев также был крупным востоковедом — японистом и синологом. В 1904 г. он сменил Алексея Матвеевича на посту директора Восточного института.
  • Самым известным учеником Позднеева был Г. Ц. Цыбиков. В 1898 г. Цыбиков, будучи студентом Восточного факультета СПбУ, ознакомил своего преподавателя с рукописью соотечественника, бурятского ламы Л.-М. Доржи (Лобсана Миджид-Доржи), повествующей о путешествии последнего в Тибет и Непал. Рассмотрев рукопись, Позднеев посоветовал студенту лично посетить Тибет с целью изучения культуры этого недоступного в то время для европейцев региона Центральной Азии. В 1899—1902 гг. Цыбиков действительно побывал в «запретной стране», сделав первое её описание с позиций западной науки и став одним из первых фотографов тибетской столицы Лхасы.
  • Позднеев одним из первых русских монголоведов проявил интерес к т. н. «хождениям» — традиционному жанру монгольской литературы, представлявшему собой художественно оформленные путевые записки буддийских пилигримов. В середине 1890-х гг. он познакомился с калмыцким монахом Бадмой Менкеджуевым, незадолго до этого посетившим святыни Тибета, и в сотрудничестве с ним перевёл его «хождение» со старокалмыцкого на русский язык. Изданное в 1897 г. в Петербурге, это сочинение произвело сенсацию среди российских учёных, посвятивших работу Менкеджуева и Позднеева XI международному съезду ориенталистов в Париже.

Библиография

А. М. Позднеев является автором 122 научных трудов (из них 17 монографий), среди которых следующие.

  • О русской торговле в Монголии // Сибирь. 1879. № 8.
  • Ургинские хутухты. Исторический очерк их прошлого и современного быта. — СПб.: Тип. брат. Пантелеевых, 1880.
  • Образцы народной литературы монгольских племён. — СПб.: Тип. Имп. акад. наук, 1880.
  • Города Северной Монголии. — СПб.: Тип. B. C. Балашева, 1880.
  • Объяснение древней монгольской надписи на чугунной дощечке // Записки АН. 1881. Т. 39.
  • О монгольской исторической литературе по 65 памятникам, хранящимся в Санкт-Петербургском университете // Восточное обозрение. № 5-6.
  • О древнем китайско-монгольском историческом памятнике Юань-чао-ми-ши. — СПб., 1882.
  • Несколько слов об астраханских калмыках // Там же. 1883. № 46/48.
  • Официальные бумаги монгольского гражданского и уголовного делопроизводства. СПб., 1883.
  • Монгольская летопись «Эрденийн Эрихэ». [Подлинный текст с переводом и пояснениями, заключающими в себе материалы для истории Халхи с 1636 по 1736 г.] — СПб.: Тип. Имп. акад. наук, 1883.
  • К вопросу о быте калмыков // Эхо. 1885. № 1450.
  • Китайская пайцза, найденная в Минусинском округе; Китайские зеркала, найденные в г. Кульдже; Китайская пушка, хранящаяся в Санкт-Петербургском артиллерийском музее // Записки Восточного отделения Русского археологического общества. 1886.
  • Астраханские калмыки и их отношение к России до начала нынешнего столетия // Журнал Министерства народного просвещения. 1886. № 3.
  • Апология ламства // Там же. 1888. Июнь.
  • Ответ на рецензию проф. И. П. Минаева // Там же. 1888. Декабрь.
  • Об отношениях европейцев к Китаю. СПб., 1887.
  • Калмыцкие хурулы и их утвари // Астраханские ЕВ. 1887. № 16.
  • Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии [в связи с отношениями сего последнего к народу]. — СПб.: Тип. Имп. акад. наук, 1887 (Элиста, 1993; 2000).
  • Записка о преобразовании учебной части у калмыков Астраханской губернии. — СПб.: Тип. и лит. Л. Бермана и Г. Рабиновича, 1889.
  • Монголия и монголы. [Результаты поездки в Монголию, исполненной в 1892—1893 гг.: в 2 т. Т. 1. Дневник и маршрут 1892 г.; Т. 2. Дневник и маршрут 1893 г.] — СПб.: Тип. Имп. акад. наук, 1896—1898.
  • Каменописный памятник подчинения маньчжурами Кореи. СПб., 1890.
  • Поездка по Монголии в 1892—1893 гг. // Записки Русского географического общества. 1894. Т. 30. Вып. 2.
  • Последние издания Православного миссионерского общества на разговорном калмыцком языке. — СПб.: Тип. В. С. Балашева и К°, 1895.
  • Ламайские кумиры или статуи божеств. — СПб.: Тип. В. Безобразова и К°, 1896.
  • Новооткрытый памятник монгольской письменности времен династии Мин // Восточные заметки. СПб., 1895. С. 367—386.
  • Православная русская церковь в Калгане // Церковные ведомости. 1895. № 38.
  • О последнем китайском восстании в Юго-Восточной Монголии и о причинах противухристианских восстаний в Китае вообще // Там же. № 47/48.
  • Пять китайских печатей. СПб., 1896.
  • Русско-монголо-бурятский переводчик. СПб., 1898 (2-е изд.).
  • Опыт собрания образцов маньчжурской литературы. Вып. 1. Владивосток, 1903.
  • К вопросу об организации изучения Востока в русских учебных заведениях. СПб., 1904.
  • Лекции по истории монгольской литературы [читанные в 1895/96 академическом году]. — Владивосток, 1908.
  • Учебник тибетской медицины / С монгольского и тибетского перевёл А. Позднеев. — СПб. : Тип. Императорской Академии наук, 1908. — Т. 1. — 425 с.
  • Калмыцко-русский словарь в пособие к изучению русского языка в калмыцких начальных школах СПб., 1911.
  • Новые учебники калмыцких начальных школ. СПб., 1912.Православная миссия и ламаизм // Церковный вестник. 1916. № 16/17.
  • История калмыков. Л., 1935.
  • Religion and Ritual in society. Lamaist Buddhiism in late 19 century Mongolia. Bloomington, 1978.