Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер



















Яндекс.Метрика

Штандарт (фрегат, 1703)

«Штандарт» — первый парусный фрегат Балтийского флота Российской империи, заложенный по указу Петра I и приказу губернатора А. Д. Меншикова, участник Северной войны. До 1710 года во всех документах числился в качестве линейного корабля.

Описание судна

Парусный деревянный фрегат, длина судна по сведениям из различных источников могла составлять от 25,5 до 27,4 метра, ширина от 6,8 до 7,3 метра, а осадка от 2,6 до 2,7 метра. Вооружение судна составляли 28 орудий, включавших восьми-, шести- и трёхфунтовые пушки, а экипаж состоял из 120 человек.

Название «Штандарт» было дано в честь завоевания Россией выхода к Балтийскому морю. До мая 1703 года двуглавый орёл на царском штандарте изображался с картами трёх морей Белого, Каспийского и Азовского. После взятия русскими войсками крепости Ниеншанц и тем самым открытия выхода к Балтийскому морю, на штандарте появилась четвёртая карта Балтийского моря. В честь этого события первый фрегат Балтийского флота и получил своё наименование «Штандарт».

История службы

Ю. А. Кушевский, «Фрегат „Штандарт“»

Фрегат «Штандарт» был заложен на Олонецкой верфи 24 марта (4 апреля) 1703 года и после спуска на воду 22 августа (2 сентября) 1703 года вошёл в состав Балтийского флота России. Строительство вёл корабельный мастер Выбе Геренс. В сентябре 1703 года фрегат под командованием Петра Михайлова в звании капитана совершил переход с Олонецкой верфи в Санкт-Петербург.

Принимал участие в Северной войне. С 5 (16) по 10 (21) июня 1705 года в составе эскадры вице-адмирала Корнелиуса Крюйса «Штандарт» участвовал в отражении нападения эскадры адмирала Корнелиуса Анкерштерна на остров Котлин. Ежегодно в кампании с 1705 по 1709 год с мая по октябрь в составе той же эскадры выходил к Кроншлоту для защиты Санкт-Петербурга с моря, а в зимние периоды уходил в Неву. Также в кампании этих лет «Штандарт» выходил в крейсерские плавания к Красной Горке и совершал учебные маневры на рейде. К осени 1709 года по причине ветхости фрегат оказался негодным к службе и был приведён в Санкт-Петербургское адмиралтейство, где поставлен на стапель на тимберовку.

4 (15) июля 1711 года вновь спущен на воду и переведён в Кронштадт. В 1712 году в составе эскадры принимал участие в крейсерском плавании между Гаривалдаем и Биоркэ, а также находился в составе флота у Котлина. В 1713 году также в составе эскадры кораблей Балтийского флота принимал участие в крейсерском плавании у Красной Горки и Берёзовых островов. С 1714 года в море больше не выходил.

В 1725 году по указу Адмиралтейств-коллегии фрегат был переведён в Кронверкскую гавань и вытащен на берег. Предполагалось его сохранить как памятник первому линейному судну Балтийского флота. Однако корпус корабля был настолько ветхим, что в 1730 году его пришлось разобрать.

Командиры

Командирами фрегата «Штандарт» в разное время служили:

  • капитан Пётр Михайлов (1703 год);
  • капитан П. Грей (1704 год);
  • Я. Деланг (1705 год);
  • капитан Ф. Вилимовский (1706—1707 годы);
  • капитан-поручик С. Шхон (1708—1709 годы);
  • младший капитан Г. Вессель (1712 год);
  • капитан 3-го ранга Б. Эдвард (1713 год).

Историческая реплика

4 сентября 1999 года на верфи «Петровское Адмиралтейство» была спущена на воду историческая копия фрегата «Штандарт». Парусное судно принадлежит негосударственной некоммерческой организации «Проект Штандарт», периодически совершает плавания в Балтийском море и Атлантическом океане, принимает участие в съёмках исторических фильмов.