Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер



















Яндекс.Метрика

Трамвайное сообщение Верхней Силезии

Силезские Трамваи — одна из крупнейших трамвайных систем в мире, существует с 1894 года. Система простирается более чем на 50 километров (с востока на запад) в Верхней Силезии (Южная Польша) и охватывает 13 городов (главный город района Катовице, Бендзин, Бытом, Хожув, Челядзь, Домброва-Гурнича, Гливице, Мысловице, Руда-Слёнска, Семяновице-Слёнске, Сосновец, Свентохловице и Забже) и их предместья. Район высокоиндустриализирован (угледобыча, коксохимия, металлургия и другие отрасли промышленности; с 1990-х переживают упадок) и имеет суммарное население около 2 миллионов человек.

Вся сеть обслуживается и управляется акционерным обществом «Силезские трамваи» (польск. Tramwaje Śląskie S.A.), 100 % акций которого принадлежит Коммунальному союзу сообщений Верхнесилезского промышленного округа (польск. Komunikacyjny Związek Komunalny Górnośląskiego Okręgu Przemysłowego).

Основная информация

  • Колея: 1435 мм (стефенсоновская).
  • Полная протяжённость: 178,35 км, в том числе:
    • двухпутных участков: 119,65 км;
    • однопутных участков: 58,7 км;
  • Число маршрутов: 29
  • Число пассажирских поездов: 322.
  • Ежедневный выпуск вагонов на линии: приблизительно 300
  • Число депо: 5 (Бендзин, Хожув-Баторы, Бытом-Строшек, Гливице, Катовице-Заводзе)
  • Самый длинный маршрут: 22,55 км (№ 21)
  • Самый короткий маршрут: 1,35 км (№ 38)

История

Первым участком сети стала узкоколейная (785 мм) железная дорога на паровой тяге Гливице—Забже—Руда-Слёнска—Бытом—Вельке-Пекары общей протяжённостью 34,5 км. Она была открыта в течение 1894 года в три очереди: 27 мая Бытом—Вельке-Пекары, 26 августа Гливице—Забже, 30 декабря Забже—Бытом. Владельцем железной дороги было берлинское акционерное общество «Верхнесилезские паровые трамваи» (нем. Oberschlesische Dampfstrassenbahnen AG). К концу первого года работы было перевезено 853 158 пассажиров. В 1896 году вступили в строй линии Катовице—Семяновице и Катовице—Хожув. В следующем году была открыта линия Хожув—Семяновице.

В сентябре 1898 года, когда протяжённость сети достигла примерно 75 км, была начата её электрификация. Общество «Силезская малая железная дорога» (нем. Schlesiche Kleinbahn AG, польск. Śląskie Kolejki) открыло в 1899 году движение электрических трамваев на линии Катовице—Хожув. Через год открылась линия Катовице—Мысловице. В 1900 году трамваи перевезли 7 603 856 пассажиров. В 1904 году сеть объединилась под единым управлением.

В 1912 году в Катовице была построена линия стандартной колеи (1435 мм). В 1913 году была открыта отдельная система, соединяющая Бытом с предместьями и деревнями к западу от города. После Первой мировой войны и Силезских восстаний трамвайная сеть была разделена между Польшей и Германией — появилось международное сообщение (до 1937-го). В 1928 году другая система стандартной колеи была открыта в Сосновце, Бедзине и Домброве-Гурниче (в так называемом Домбровском угольном бассейне, примыкающем к Верхнесилезскому угольному бассейну). Между 1928 и 1936 годами большая часть первоначальной узкоколейной сети была перешита на стандартную колею (хотя последняя узкоколейная линия, Семяновице-Слёнске—Хожув, оставалась до 1952-го). Это позволило связаться с новой системой в Сосновце (сообщение между Хожувом и Сосновцем через Катовице было установлено в 1931-м).

Во время Второй мировой войны немецкие власти решили объединить все системы, существующие с тех пор как единая сеть (хотя старые границы всё ещё легко прослеживаются). Система нумерации маршрутов, введённая в 1940 году при объединении системы, используется до сих пор. В 1951 году система была передана под управление государственной компании (Катовицкое воеводское предприятие сообщений) и до 1970-х расширялась и частично модернизировалась, достигнув максимальной длины в конце 1970-х (приблизительно 235 км). С конца 1960-х классический подвижной состав был заменён современными вагонами, основанными на американской концепции PCC. В 1980-е годы некоторые из немодернизированных сельских линий были демонтированы (самая длинная линия от Бытома до Вешовы с ответвлением к Столяжовице).

В конце 1980-х произошли изменения в Польше (сворачивание социализма), которые не улучшили службу трамвая — напротив, состояние трамвайной компании (АО «Трамвае Слёнске») ухудшалось с каждым годом с середины 1990-х. Последняя новая линия была построена в 1980—1982 годах (между Сосновцем и Загуже). В конце 1990-х линия Бытом—Хожув—Катовице должна была быть модернизирована по стандартам ЛРТ. Из-за недостатка финансов, модернизация была выполнена только частично (включая закупку 17 низкопольных вагонов нового типа Цитадис производства концерна Альстом).

Современность

В середине 2000-х годов хронический недостаток финансирования был виден на каждом шагу. Проводился только самый срочный ремонт, состояние подвижного состава (возраст вагонов главным образом 15-35 лет) и инфраструктуры было плохим. В 2006 году две линии (8 Бытом-Дброуки Вилки и 25 Бендзин-Войковице) были закрыты, однако их текущая замена автобусами была проведена очень неудачно. Несмотря на то, что скорость движения трамваев невысока, и трамваи почти проиграли соревнование с автобусами — трамваи проходят через центры городов и по улицам, закрытым для движения автомобилей, избегая тем самым большинство пробок. Однако, большой потенциал системы, которая была и всё ещё должна быть основой транспорта, использовался не в полной мере.

В 2006 году принята программа реконструкции сети. На смену Государственному унитарному предприятию пришло коммерческое акционерное общество «Силезские трамваи».

В 2013 году при поддержке Европейского союза началась повсеместная модернизация трамвайной сети. Проведён тендер на закупку 30 новых и модернизацию 75 существующих трамваев. Планируется отремонтировать или уже отремонтировано 46 км путей в однопутном измерении.

В 2014 году закуплен новый подвижной состав из низкопольных трамваев типа Pesa Twist 2012N.

Подвижной состав

Музейные вагоны: классический вагон N, типичный моторный вагон типа 4N, трейлер, произведённый в 1950-х, отремонтированный в 2000—2001 годах.

Маршруты

  • 1. Депо Гливице — Мацеюв — Забже — Забоже — Поремба — Руда Южная (Руда Поюднёва) — кольцо Хебзе
  • 3. Вокзал Микульчыце — Забже — вокзал Макошовый
  • 4. Депо Гливице — Мацеюв — Забже — кольцо Забоже Ломпы
  • 5. Бытом (площадь Сикорского) — Шомберки — Бобрек — Бискупице — Забже — кольцо Заборже Ломпы
  • 6. Кольцо Брынув (Временно ходит до Кольца Заводзе) — Катовице — Домб — Хожув — Лагевники Восточные — Бытом (площадь Сикорского)
  • 7. Лагевники (базар) — Пясники — Свентохловице — Хожув Баторы — Заленже — Катовице (площадь Свободы) — Заводзе — Кольцо Шопенице
  • 9. Бытом (площадь Сикорского) — Хебзе — Новый Бытом — Вирек — Свентохловице — Хожув (Рыночная площадь)
  • 11. Катовице (площадь Свободы) — Домб — Хожув — Хожув-2 — Пяшьники — Липины — кольцо Хебзе
  • 12. Семяновице (площадь Скарги) — Быткув — Вензловец — Хожув Старый — Хожув (площадь Металлургов) — Отменён в 2008 году
  • 13. Семяновице (площадь Скарги) — Велновец — Катовице — Хожув Баторы депо
  • 14. Велновец (площадь Альфреда) — Катовице — Заводзе — Шопенице — вокзал Мысловице
  • 15. Катовице (площадь Свободы) — Заводзе — Шопенице — Сосновец — Шьродула — кольцо Загуже
  • 16. Кольцо Кошутка Слонечная — Катовице — кольцо Брынув
  • 17. Хожув (Рыночная площадь) — Свентохловице — Пяшьники — Лагевники — Хропачув — Липины — кольцо Хебзе
  • 18. Бытом (площадь Сикорского) — Шомберки — Бобрек — Руда — кольцо Хебзе
  • 19. Депо Строшек — Городская Дубрава (Домброва Мейска) — Бытом (площадь Сикорского)— Хожув — Домб— Катовице(площадь Мярки, временно ходит до площади Свободы)
  • 20. Катовице (площадь Свободы) — депо Заводзе
  • 21. Кольцо Милёвице — Сосновец — Погонь — Бендзин — Домброва Гурнича — Голонуг — Завод «Гута Катовице»
  • 22. Кольцо Челаджь — Бендзин — Домброва Гурнича — Голонуг — Завод «Гута Катовице»
  • 23. Хожув (Силезский стадион) — Домб — Катовице — Заводзе — кольцо Шопенице
  • 24. Константинув Окжей — Сосновец — Погонь — Бендзин микрорайон «Замкова»
  • 26. Кольцо Милёвице — Сосновец — Даньдувка — Нивка — Моджеюв — вокзал Мысловице
  • 27. Депо Бендзин — Погонь — Сосновец — Даньдувка — Климонтув — Поромбка — кольцо Казимеж Гурнича
  • 28. Бендзин микрорайон «Замкова» — Домброва Гурнича — подстанция Голонуг
  • 31. Бытом (Депо Строшек) — Бытом (площадь Сикорского)
  • 32. Кольцо Челаджь — Бендзин — Домброва Гурнича — подстанция Голонуг
  • 33. Хожув (Силезский стадион) — Домб — кольцо Кошутка Слонечная
  • 35. Кольцо Бискупице — Забже — кольцо Забоже Ломпы — Отменён
  • 36. Хожув (Рыночная площадь) — Хожув Баторы — Заленьже — Катовице — кольцо Заводзе- Отменён
  • 38. Бытом (Костёл св. Троицы) — ул. Пекарская — Бытом (повстанцев Силезии)

Интересный факт

Хотя Силезская трамвайная система фактически является междугородней, город Катовице включён в рейтинг городских трамвайных систем и занимает там (по состоянию на 2015 год) 5-е место по длине трамвайных путей.