Хронология
XIX век
- 1854 год: 24 января впервые в Казани открыт общественный городской транспорт — омнибусное сообщение. 4 омнибуса связали район «Толчка» с пристанями на Волге.
- 1875 год: 2 октября открыты 2 линии конки — Волжская и Проломная — по маршрутам Толчок — Дальнее Устье и Толчок — ул. Проломная — Рыбнорядская пл. — Суконная слобода. К концу 1890-х годов казанская конка расширена до линий с 42 остановками и общей протяжённостью путей 18,3 км.
- 1876 год: на конке появляется расписание движения.
- 1878 год:
- открыт внутригородской водный транспорт по озёрам Нижний и Средний Кабан;
- появились правила проезда на конке.
- 1899 год: 18 ноября запущен электрический трамвай. Незадолго до этого была сооружена первая мазутная электростанция в районе Нижнего Кабана.
- 1900 год: прекращена работа конки.
XX век
- 1910 год: появление первых автотакси, ходивших в Кизическую слободу.
- 1916 год: годовые перевозки на 5 маршрутах трамвая достигли 21,7 млн чел.
- 1921 год: возобновлены пассажирские перевозки трамваями. В период Гражданской войны трамваи использовались для перевозки грузов.
- 1925 год: трамвайные маршруты получают номера вместо названий. Всего в городе функционирует 4 маршрута. № 1 (Кольцо - Баумана - Адмиралтейская слобода - Дальнее Устье) № 2 (Кремль - Ленина - Бутлерова - 2-я Гора) № 3 (Арское поле - Кольцо - Тукаевская - Химкомбинат) № 4 (Вокзал - Нариманова - Кольцо - Суконная слобода)
- 1926 год: открыто автобусное движение до слободы Восстания. Первыми автобусами были ФИАТ-БЛ-18.
- 1928 год:
- сооружена первая ртутная электроподстанция;
- роликово-штанговые токоприёмники заменены на дуговые;
- получены первые моторные трамваи Николаевского завода.
- 1929 год: получены первые моторные вагоны "х" трамвая Мытищинского завода.
- 1930 год: 5 ноября открыт трамвайный маршрут № 5 (Суконная слобода — Кольцо — ул. Нариманова — вокзал — Адмиралтейская слобода — Ягодная слобода). Длина путей - 42,9 км.
- 1931 год: открыт трамвайный маршрут № 6 (Арское поле — мехкомбинат).
- 1932 год: Укорочен маршрут № 5 (Кольцо - Нариманова _ Вокзал - Адмиралтейская слобода - Ягодная слобода). Длина линий - 47,7 км.
- запущена ртутная подстанция № 2 в Адмиралтейской слободе.
- прекращено использование бельгийских вагонов.
- 1933 год: пущен безномерной заводской трамвайный маршрут (№ 9) от ул. Восстания и до ул. Ярморочной и Баумана (Кремля). Участки трамвайных маршрутов №№ 4,5 перенесены со снятой линии по ул. Нариманова на новые линии по ул. Право- и Лево-булачной
- 1934 год: Участок трамвайного маршрута № 5 перенесён с Право- и Лево-булачные на новую линию по ул. Тукаевского, Ухтомского. Длина линиий - 56,8 км.
- 1935 год: 31 мая В связи с прекращением трамвайного движения по ул. Баумана участок трамвайного движения маршрута № 1 перенесён на Право- и Лево-булачные
- 1937 год: безномерной трамвайный маршрут (№ 9) продлён до авиазавода и посёлка Караваево.
- 1940 год: Длина путей - 70,6 км.
- получены первые вагоны Х и М Усть-Катавского завода.
- открыты новые трамвайные маршруты 26 мая - № 7 (вокзал — Дальнее Устье) и 2 июня - № 8 (вокзал — Арское поле). Ликвидировано трамвайное движение по ул. Право- и Лево-Булачные и по круговому кольцу на пл. Куйбышева.
- 1945 год: Длина линий - 75,2 км. Маршрут № 9 продлён до ул. Университетской.
- 1946 год: Маршрут 3 6 продлён от мехкомбината до макаронной фабрики.
- 1948 год: По новой трамвайной линии по ул. Николая Ершова маршрут № 5 продлён от парка Горького (Арского поля) до Октябрьского городка
- начато переоборудование трамвайных стрелок на автоматическое управление.
- 27 ноября официально открыто троллейбусное сообщение. Маршрут № 1 (Кольцо — Караваево) длиной 11 км имел 8 машин МТБ-82. (Пробное движение начато 6 ноября)
- 1949 год:
- получены первые трамвайные поезда из вагонов КТМ-1 + КТП-1 Усть-Катавского завода.
- троллейбусный маршрут № 1 продлён до ул. Павлюхина.
- 1950 год: открыт трамвайный маршрут № 10 (пл. Восстания — Фабрика киноплёнки). Получены первые вагоны трамвая модели МТВ-82
- 1951 год: пущен троллейбусный маршрут № 2 (Кольцо — ул. Фрунзе). Длина путей трамвая - 75,2 км, троллейбуса - 26,6 км.
- 1954 год: открыт троллейбусный маршрут от вокзала до парка Горького (в 1955 продлён до аэропорта), ставший № 2. Старый маршрут № 2 переименован в № 4.
- 1957 год: введены проездные билеты
- 1959 год:
- закрыт трамвайный маршрут № 10 (пл. Восстания — Фабрика киноплёнки)
- открыт трамвайный маршрут № 10 (ул. Газовая — Завод Искож)
- 1960 год:
- сооружена троллейбусная линия по ул. Восстания, созданы кольцевые маршруты 4а и 4б
- пущен новый троллейбусный маршрут № 6 (Кольцо — Танкодром)
- 1961 год: получены первые трамвайные вагоны РВЗ-6.
- 1963 год: построено троллейбусное депо № 2 в Борисково
- 1964 год: пущен новый троллейбусный маршрут № 7 (Вокзал — Компрессорный завод)
- 1965 год: закрыт трамвайный маршрут № 10 (ул. Газовая — Завод Искож)
- 1966 год: построена новая трамвайная линия для маршрута № 10 от пос. Караваево до завода «Оргсинтез»
- 1969 год: построено трамвайное депо № 2
- 1971 год: в Соцгороде построено трамвайное депо № 3
- 1972 год: получены 3-дверные троллейбусы ЗиУ-9
- 1974 год: пущен трамвайный маршрут № 11
- 1976 год: пущены троллейбусный маршрут № 8 и трамвайный № 12
- 1978 год: введена оплата проезда с помощью абонементных талонов, погашаемыми компостерами.
- 1979 год:
- пущен трамвайный маршрут № 13
- открыта Казанская канатная дорога
- 1980 год: пущен трамвайный маршрут № 14
- 1987 год: получены 3-дверные трамвайные вагоны 71-605
- 1992 год: пущен новый троллейбусный маршрут № 12 (Кольцо — ул. Минская)
- 1993 год:
- пущен троллейбусный маршрут № 13
- введена оплата проезда у кондукторов.
- Получены трамвайные вагон 71-608K
- 1995 год: пущен трамвайный маршрут № 18 (парк Горького — Речной порт)
- 1996 год: получены трамвайные вагоны 71-608КМ
- 1997 год: 27 августа, начато строительство метрополитена.
- 1998 год: пущен троллейбусный маршрут № 15 (ул. Сахарова — просп. Победы)
- 1999 год:
- май, у вокзала построен новый комплекс трамвайных разворотных колец.
- получены первые 4-дверные трамвайные вагоны 71-619K и 71-619КМ
- проложена трамвайная линия по Южной внутригородской магистрали, пущены маршруты № 19 (просп. Победы — ул. Короленко) и самые длинные в мире 32-километровые встречные кольцевые маршруты № 20 и № 21.
XXI век
- 2002 год: прекращено использование трамвайных сцепок из двух вагонов
- 2005 год:
- ликвидированы трамвайное депо № 2 (на ул. Павлюхина) и трамвайная линия по ул. Островского. Упразднены трамвайные маршруты № 4, 6, 23.
- упразднены троллейбусные маршруты № 8, 11, 14, 15, 16.
- 27 августа открыт Казанский метрополитен.
- 2007 год:
- 1 июля в рамках транспортной реформы введена полностью новая автобусная схема, количествово маршрутов сокращено до 106.
- открыты новые троллейбусные маршруты № 19 (авторынок — театр Камала) и № 20 (вокзал — Азино-1).
- упразднён трамвайный маршрут № 1.
- получены трамваи ЛМ-99АЭ и троллейбусы Тролза-5275.05 «Оптима»
- открыта Казанская детская железная дорога
- 2008 год:
- получены троллейбусы ВМЗ-5298.01-50
- закрыты трамвайные маршруты № 5, 12, 20, 21, 22.
- пущен новый троллейбусный маршрут № 21 (Завойского — Речной порт)
- 29 декабря сдана 6-я станция метрополитена Проспект Победы
- 2009 год:
- 15 октября пущен троллейбусный маршрут № 13А (Ленинградская — Халитова (по Декабристов))
- 2010 год: строится Большое казанское кольцо, производится перенос трамвайных путей с Кремлёвской на Кировскую дамбу, закрыт временно троллейбусный маршрут № 3
- Закрыт троллейбусный маршрут № 13А
- Проложена новая троллейбусная линия по Ул. Глушко и Закиева (маршруты № 9, 21)
- 6 октября трамвай № 9 пущен по новому маршруту: Ж-д вокзал — Кировская дамба — ул. Несмелова — ул. Краснококшайская — ул. Большая Крыловка — ул. Энергетиков — Московский рынок и далее по старому маршруту.
- 30 декабря сдана 7-я станция метрополитена «Козья слобода».
- 2011 год:
- 28 октября Ликвидировано трамвайное депо № 2 по ул. Копылова. Весь подвижной состав переведён в депо № 1 по ул. Сибирский тракт.
- 11 декабря Автобусный маршрут № 29 продлён до Строительного университета
- 2012 год:
- 1 июля изменена система нумерации Подвижного состава трамваев и троллейбусов.
- 1 августа изменено кольцо троллейбуса № 20 в микрорайоне Азино-1: Сахарова — Закиева — Глушко — Бигичева
- 5 августа открыт Транзитный вокзал — Транспортно-пересадочный узел Казань-2.
- 31 октября пущен скоростной (ускоренный) трамвай первого этапа (до замыкания в кольцо)..
- 28 декабря открыт новый троллейбусный маршрут № 1 Горьковское шоссе — ул. Чистопольская через улицы Чистопольскую и Вахитова.
- 2013 год:
- 1 мая была обновлена схема движения транспорта. Введены 3 новых, а также после открытия транспортных развязок скорректировано 6 автобусных маршрутов.
- 9 мая открыты 3 новых станции Метрополитена: Авиастроительная, Северный вокзал и Яшьлек.
- 15 мая перенумерованы все трамвайные и троллейбусные маршруты:
Трамваи-№ 9 в № 1, № 7 в № 2, № 11 в № 4, № 13 в № 6
Троллейбусы-№ 17 в № 2, № 20 в № 3, № 21 в № 5, № 9а в № 11 - 22 мая была запущена линия аэроэкспресса между Казанью и международным аэропортом Казань.
- Начали поступать трамвайные вагоны моделей БКМ84300М и БКМ62103; троллейбусы Тролза 5275.03 «Оптима»
- 2014 год:
- Работа метрополитена, трамвая № 5, а также троллейбусов № 1, 3, 8 продлена до 0:00
- В апреле и октябре была вновь скорректирована схема движения транспорта. Всего изменены около 20 автобусных маршрутов, открыт 1 новый и закрыты 10.
- В аэропорт «Казань» был пущен новый автобусный маршрут № 197 (Аэропорт Казань — Агропромышленный парк)
- Выведен из эксплуатации последний трамвайный вагон модели 71-605А (КТМ-5)
- 2015 год:
- К Чемпионату мира по водным видам спорта скорректирована схема движения автобусных маршрутов № 74, 74а, 75, 54.
Статистика перевозок: